Богоматерь Неувядаемый цвет
XVIII век
Размер - 55 x 73,5
Материал - дерево
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.20719
Поступило из Московского областного отдела народного образования. 1933
Необычная для русской иконописи иконография проникла в Россию с Афона. В конце XVII века в афонских монастырях существовал обычай петь Акафист Богородице перед иконами, изображающими Богоматерь с Младенцем как Царицу Небесную с цветущим жезлом в руках. В конце XVII столетия тема древних стихир из Акафиста, называющих Богоматерь «Цветом Неувядаемым», была развита русским песнописцем, знаменитым Дмитрием Ростовским (1651–1709): «Цвет Неувядаемый… родящий благоухание Единого Царя, Цвет, приносящий плод – Христа Бога Господа, единственное Яблоко Благовонное». В XVIII веке, в соответствии с поэтическими сравнениями Дмитрия Ростовского, Богородицу стали изображать не просто с жезлом, осыпанным цветами, который мыслился как символ Марии, но и в барочном обрамлении из цветов. Именно так Богоматерь с Младенцем изображена на иконе из собрания галереи.
Известно, что мода на украшение священных образов цветочными гирляндами родилась в Европе. Еще в XVI столетии кардинал Борромео заказал Брейгелю образ Богоматери, окруженной венком из цветов. Родившийся в результате новый иконографический тип получил особенно широкое распространение в Голландии XVII века, откуда, вероятно, он проник и в русское искусство. Использовав голландский цветочный мотив, русский мастер сохранил характерные для русской иконописи одежды Богоматери и Младенца, увенчал голову Богородицы городчатой короной и дополнил композицию изображением Святого Духа в виде голубя, парящего в облаках над головой Марии, и двумя фланкирующими Его фигурами ангелов, несущих в руках орудия Страстей и тем самым напоминающих о грядущих страданиях Христа.