Баризьен Фридрих (1724-1796)
Портрет Я.А. Шубского
1765
Размер - 142 x 108
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.4979
Поступило из 1-го Пролетарского музея Городского района Москвы. 1923
Изображен Яков Алексеевич Шубский – бывший придворный певчий, в 1747 году возведенный в дворянское достоинство императрицей Елизаветой Петровной. С 1765 года Шубский являлся благотворителем Московского императорского воспитательного дома, которому пожертвовал свое имение, ограничившись получением пенсии. В 1788 году Шубский постригся в монахи и поселился в сумском Успенском монастыре.
Портрет Я.А. Шубского решен как парадное поколенное изображение в традициях классицизма. Персонаж представлен сидящим в кресле на фоне драпировки. Колорит полотна, построенный на сопоставлении красного и зеленого цвета, отличается декоративной насыщенностью.
Фридрих Баризьен – немецкий художник, учившийся в Дрездене и в 1750 году приехавший в Астрахань по приглашению неизвестного русского дворянина. Зарекомендовал себя как мастер перспективной живописи, в 1758 году исполнив виды Ораниенбаума, Царского Села и Петергофа. В 1767 году Баризьен поселился в Риге и вскоре стал придворным живописцем герцога Курляндского.
С бесспорными работами Баризьена – «Автопортретом художника с сыном» (1786, Русский музей), герцога Петра Бирона Курляндского (1781, Рундальский дворец-музей), «Семейным портретом» (Латвийский национальный художественный музей) – портрет Шубского не обнаруживает стилистического сходства. Перечисленные произведения отличают сухость и графичность, характерные для прибалтийских и немецких мастеров, иные приемы светотеневой моделировки форм и трактовки деталей, а также статичность и напряженность образов. Автором портрета Шубского следует считать неизвестного художника середины ХVIII века.
Полотно происходит из собрания Воспитательного дома, где оно находилось до 1917 года, затем поступило в 1-й Пролетарский музей и позднее – в Третьяковскую галерею. Портрет входил в заказную серию опекунов Воспитательного дома, которую составляли также изображения П.И. Вырубова и И.Н. Тютчева кисти Ф.С. Рокотова (не позднее 1768, Третьяковская галерея), Б.В. Умского работы Д.Г. Левицкого (1770, Национальная галерея Армении).
Обнаруженные архивные документы свидетельствуют о том, что существовал другой портрет Шубского, выполненный Баризьеном для комплекса зданий Воспитательного дома. Но местонахождение этого произведения в настоящее время неизвестно. А упоминание в литературе о заказе Советом опекунов портрета Шубского Баризьену повлекло ошибку в авторстве.