Портрет М.А. Абаза
Патрон шедевра
Шведе Роберт-Константин
Портрет М.А. Абаза
1840-е
Размер - 50,7 x 40,1
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.24600
Поступило из Ленинградской государственной закупочной комиссии. 1938
Роберт-Константин Шведе – выходец из бедной семьи, сын управляющего имением Буртниеки в Лифляндии, двоюродный брат М.И. Цейдлера, сослуживца поэта М.Ю. Лермонтова. В 1830-е годы жил и работал в Риге. В 1840 году приехал в Петербург. С 1840 по 1847 год при содействии своего учителя, придворного живописца Т.А. Неффа, посещал Императорскую Академию художеств. Во время учебы в 1841 году находился на Кавказе в качестве преподавателя рисования в семье А.И. Арнольди, корнета лейб-гвардии Гродненского гусарского полка, с февраля 1838 года также сослуживца М.Ю. Лермонтова.
Авторство Р.-К. Шведе установлено А.А. Погодиной. Согласно надписи на подрамнике картины на портрете изображена Мария Аггеевна Абаза (1834–1903). Ее отцом был действительный статский советник, помещик А.В. Абаза (1782–1852), а братом – министр финансов А.А. Абаза (1821–1895). В 1855 году Мария Аггеевна стала женой государственного деятеля Н.А. Милютина (1818–1872), одного из главных авторов реформ по отмене крепостного права в России. По воспоминаниям современников, Мария Аггеевна обладала красотой, незаурядным умом и независимым характером, что позволяло ей активно участвовать в политике, помогая карьере супруга.
На портрете М.А. Абаза представлена в нежном переходном возрасте от маленькой девочки к юной леди. Художник с упоением подчеркивает чистоту и молодость своей модели: блеск живых карих глаз, застывших в полуулыбке губ, округлость детских плеч и шелковистость тонких черных волос, аккуратно убранных в косы, подколотые бантами на затылке. Они контрастно оттеняют белизну кожи юной представительницы благородных кровей.
В образе портретируемой еще угадывается детская наивность и непосредственность, которую скрадывает ее простой, но утонченный наряд. Девочка одета в стиле 40-х годов XIX века. Белое муслиновое платье акцентировано голубыми атласными лентами в полоску. Скромные украшения – миниатюрные колечко и сережки – делают образ прелестной модницы еще более хрупким.
Для своей героини художник выбрал необычный ракурс. Девочка сидит на цветистой, разложенной на подоконнике, модной в то время кашемировой шали и мечтательно смотрит вдаль. Кажется, что в любую минуту она готова спрыгнуть со своего пьедестала и убежать вглубь комнаты.
Насыщенно-красная штора напоминает драпировку на парадных портретах предшествующей эпохи. Эту мнимую торжественность смягчает извилистый стебель тянущегося по стене зеленого плюща – частичка живой природы. Геометрические желобки и оливковый цвет оконной рамы напоминает обрамление живописного полотна, на котором мягко вырисовывается силуэт девочки. Этот визуальный эффект картины в картине создает иллюзию объемного изображения-обманки.
Известен портрет повзрослевшей Марии Аггеевны Абаза кисти прославленного портретиста И.К. Макарова.