Чин пророческий
Первая половина XVI века
Размер - 26,5 x 126
Материал - дерево, левкас
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.14644
Поступило из Государственного Исторического музея. 1930
Вытянутая по горизонтали иконная доска представляет собой центральную часть пророческого чина, принадлежавшего иконостасу небольшой церкви. В центре композиции поясное изображение Богоматери Знамение. На Ее груди в складках мафория помещена полуфигура Младенца Христа. Руки Богородицы подняты в древнем молитвенном жесте оранты. Младенец Христос благословляет правой рукой, а в левой держит свиток, символ Евангельского учения. Справа и слева от Богоматери изображены два царя древнего Израиля, пророчествовавшие о рождении Мессии, – Давид и его сын Соломон. Оба они в царских венцах. За Давидом (слева) следует – пророк Моисей, получивший от Бога десять заповедей на горе Синай и, по преданию, взятый живым на Небо. За Соломоном (справа) изображен пророк Иона. История его спасения из чрева кита стала прообразом Воскресения Христова. Все пророки изображены, как и Богоматерь, погрудно, а в руках держат свитки со словами своих пророчеств.
С точки зрения иконографии полуфигурный пророческий чин восходит к иконам из ранних иконостасов, таких как иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры (1427), собора Рождества Богоматери в Ферапонтово (1490–1502), Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1497). В иконостасах этих храмов центральная икона чина представляет собой изображение Богоматери Знамение, Давида и Соломона, к которой присоединяются другие иконы с пророками, представленными группами по трое или по двое. Чиновая икона из собрания галереи – один из ранних примеров, где на одной доске изображено более трех персонажей.
Мастер, написавший икону, следует лучшим образцам живописи первой половины XVI века, однако созданные им образы не столь поэтичны, как, например, пророки из храма в Ферапонтово. Их лики более суровы, пропорции не столь гармоничны, ритмы складок решительны и строги. Тем не менее все «недочеты» покрывает радостный колорит иконы, в котором главная роль принадлежит небесно-голубому цвету, сочетающемуся с золотистой охрой, красной и разбеленной киноварью в одеждах пророков и с вишневым колером в одеждах Богоматери.