Икона «Спас Нерукотворный» в серебряном позолоченном окладе типологически восходит к константинопольской святыне, привезенной митрополитом Алексием в Москву в 1354 году, в честь которой был основан в Москве Спасский монастырь. Особенностью иконографии является изображение лика Христа в предельно лаконичном варианте: узкий лик в анфас с клинообразной бородой и двумя симметричными прядями волос, без изображения убруса. История Нерукотворного образа Христа, изложенная в X веке на основании церковных преданий, связывает его появление с чудесным отпечатком Божественного лика на полотне. Святыня имела целительную силу, поэтому широкое почитание «Спаса Нерукотворного» во всем христианском мире вызвало появление многочисленных списков чудотворного образа.
Московский Скорбященский монастырь, куда была вложена икона, был основан в 1890 году. Его начало восходит к приюту для иногородних монахинь, который был устроен в 1865 году по благословению митрополита Филарета в доме княжны А.В. Голицыной при семейной домовой церкви во имя образа Богоматери «Всех скорбящих радость», существовавшей с 1856 года. При монастыре открылась больница, известная как Филаретовская, с особым отделением для неизлечимо больных.
Древняя икона Спаса Нерукотворного была принесена в домовую Скорбященскую церковь в 1891 году почитателем обители Ивановым. Ее пребывание в монастыре было связано с глубокой верой в необыкновенную исцеляющую силу Нерукотворного образа Спаса.
Драгоценный чеканный оклад времен царствования Михаила Фёдоровича подчеркивает высокий статус святыни. Он закрывает всю поверхность иконы, оставляя открытым Святой лик. Оклад состоит из серебряных позолоченных полос на полях и фоне и такого же накладного чеканного венца. Орнамент полей растительный с мотивом восьмилепестковой розетки, чередующейся с парными завитками сердцевидного стебля с отростками, исходящего из мелкой цветочной розетки, фон канфаренный. Узор венца в виде вьющегося стебля с листьями и мелкими цветами на канфаренном фоне. Перекрестья и края венца гладкие с зеркальной полировкой.