Собор всей России чудотворцев
XIX век
Размер - 54 x 47
Материал - дерево
Техника - темпера
Инвентарный номер - ДР-528
Поступило из экспедиции ГТГ. 1969
Иконы с изображением русских святых, представленных по чинам, получают распространение в иконописи XVII–XIX веков в нескольких иконографических вариантах. На публикуемой иконе святые группируются вокруг образ Софии Премудрости Божьей, символика которого основана на текстах притч царя Соломона, Книги Премудрости Соломоновой и Книги Премудрости Иисуса, сына Сираха. Ниже Софии располагается изображение Престола Уготованного с Крестом и орудиями Страстей – литургического и эсхатологического символа Страшного Суда. Вверху, в облаках, представлена Святая Троица в символическом типе гостеприимства Авраама. Изображения святых вокруг центральной композиции располагаются следующим образом: слева вверху представлены святители, Христа ради юродивые и праведные мужи, справа – князья и княгини, преподобные и праведные жены. Внизу – две большие группы преподобных.
Имена святых были написаны на их нимбах, однако большинство надписей полностью или частично утрачены. Некоторых святых можно идентифицировать по сохранившимся фрагментам надписей и по иконографическим признакам. Так, среди святителей опознаются московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Киприан и Фотий, Гурий, Варсонофий и Герман казанские, новгородские епископы – Никита, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Нифонт и Феоктист, ростовские епископы Леонтий, Исайя, Иаков, Игнатий и Федор. В верхнем ряду представлены юродивые Никола Кочанов и Прокопий Устюжский. Среди святых князей по иконографическим признакам опознаются Владимир, Ольга, Борис, Глеб, Александр Невский, Михаил Черниговский и ярославские князья Федор, Давид и Константин. Среди преподобных – Евфросинья Полоцкая (?), Параскева и преподобная Васса Псковская, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоцкий, Макарий Желтоводский, Пафнутий Боровский, киево-печерские святые – Антоний Печерский, Моисей Угрин, Алимпий Печерский, Марк и Агапит.
Иконографическим прототипом для публикуемой иконы послужила композиция «Суббота всех святых», получившая распространение в русском искусстве XVI–XVII веков. Помимо всех святых, представленных по чинам, она включала в себя изображения Деисуса, уготованного престола и некоторые другие эсхатологические символы. Благодаря мотивам, заимствованным из иконографии Страшного Суда, символическое изображение Церкви Христовой – сообщества верных, предстоящих престолу Господа Вседержителя, воспринималось также, как эсхатологический образ литургии праведных в Царствии Небесном.
Оба эти значения – литургическое и эсхатологическое – сохраняются и усиливаются в публикуемой иконе, поскольку изображение Софии отсылает нас к символической теме Дома Премудрости – ветхозаветного прообраза земной Церкви, учрежденной Христом и, одновременно, торжествующей Церкви Небесной. Наконец, образ Святой Троицы, увенчивающий композицию, вводит в программу иконы дополнительную тему Предвечного Совета и позволяет воспринимать представленное здесь торжество праведных как окончательное осуществление предвечного замысла о творении.