Иконография и форма Царских врат на Руси формировались, исходя из особенностей архитектуры и устройства храмов (среди которых преобладали деревянные постройки), что привело к довольно раннему обособлению от византийской традиции и появлению новых, самостоятельных иконографических решений. Если древнейшие сохранившиеся памятники древнерусской живописи XIII века свидетельствуют об использовании византийских моделей украшения Царских врат, когда на створках изображались ростовые фигуры Богоматери и архангела Гавриила, либо отцов церкви в сочетании с Благовещением, то, начиная с палеологовского времени, на Руси стала разрабатываться собственная иконография Царских врат с евангелистами на створках. На створах врат появились небольшого размера накладные клейма с изображением Богоматери, архангела Гавриила и евангелистов, которые оформлены как
киотцы с резными церковными главками.
Каждый компартимент створы из собрания Третьяковской галереи имеет свой декор, смысловым центром которого является живописный образ. Если в навершии врат присутствует только растительный орнамент, то на нижних частях врат образы евангелистов окружает особое пространство, выделенное геометрическими мотивами, служащими своеобразным каркасом для обвивающих их побегов. По контуру врат проходит орнаментальная кайма, узор которой повторяет декор обрамлений клейм. Декоративное убранство Царских врат дополнено деревянными резными
запонами с крестами, располагающимися по углам каждого компартимента.
Царские врата иконостаса в убранстве храма символизируют врата Рая. Образ Рая в христианской литературе ассоциировался с прекрасным садом – райскими кущами. В искусстве XVI века в связи с усилением декоративного начала и развитием резьбы по дереву в структуре иконостаса произошли существенные изменения, особо коснувшиеся Царских врат. Если ранее поверхность створы была целиком занята живописью, то впоследствии формат образа уменьшается, становясь частью развитой декоративной структуры, подчиненной общей идее создания нового образа райских кущ. Миниатюрная икона-клеймо была окружена резьбой или росписью, где доминировали растительные, так называемые травные мотивы.
В первой половине XVI века в декоре Царских врат преобладала резьба. В конце XVI века сложный резной декор стал иногда заменяться живописным. В некоторых памятниках даже традиционные декоративные резные накладки, такие как запоны по краям компартиментов с образами евангелистов, были нарисованы. Форма Царских врат из собрания Третьяковской галереи, приемы декора ориентированы на искусство XVI века. Однако характер орнамента ясно демонстрирует зависимость от книжной графики XIX века. Само расположение сюжетов связано с художественным мышлением и восприятием Нового времени. В Средневековье образов евангелистов не выделялись дополнительными живописными рамами в виде геометрического обрамления. Технологические особенности живописи с применением цветных лаков свидетельствуют о позднем происхождении памятника.