Богоматерь Живоносный источник
Конец XVII - начало XVIII века
Размер - 127 x 106
Материал - дерево, левкас
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.23089
Поступило из Антирелигиозного музея искусств. 1935
Центр композиции – центрический белый храм, внутри которого, заполняя все его пространство, на золоченом престоле восседает Богоматерь с Младенцем на руках. Христос благословляет широко разведенными в стороны руками, священническим жестом. За спинкой престола по сторонам Богоматери – два склонившихся к ней ангела с жезлами в руках. У подножия храма находится заполненный водой резервуар, ограниченный белыми каменными парапетами. По его сторонам, опираясь на парапеты, народ с кубками в руках, пьющий живоносную воду источника. С левой стороны стоят исключительно цари и царицы в коронах и драгоценных одеждах. Справа – патриархи в митрах и монахи в клобуках и мантиях. У передней торцевой стенки резервуара сидят и лежат больные и калеки, чающие исцеления от вод источника. В центре над торцевой стеной источника расположен большой барочный картуш, содержащий текст об истории источника и его целительной силе. В небольших овальных картушах – надписи, называющие имена тех, кто получил исцеление от источника. Фоном для всей сцены служит пейзаж с холмами, поросшими лесом. Справа на фоне пейзажа в притвор храма входят богомольцы. Слева – слепец, блуждающий по лесу, и будущий император Лев. Этот сюжет напоминает о предании, согласно которому Лев встретил в роще слепца, искавшего целительный источник, и захотел помочь ему. Голос, раздавшийся с небес, сказал ему, что целительную воду он найдет в этой роще. Слепец прозрел, получив воду, а Лев, ставший императором, впоследствии построил над источником храм, посвятив его Богородице.
Икона написана в стилистике живоподобного письма мастеров Оружейной палаты. Фигуры даны в сложных ракурсах. Моделировка ликов светотеневая. Общий колорит светлый, построенный на интенсивных розовых, красных и зеленых тонах с вкраплениями деталей, написанных золотом.
На нижнем поле справа сохранилась надпись, сообщающая о реставрации иконы в 1925 году иконописцем И.В. Овчинниковым.