Дарбес Иосиф-Фридрих-Август (1747-1810)
Портрет Леонарда Эйлера
1778
Размер - 61,3 x 47,4
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.13144
Поступило из Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. 1928
На портрете изображен легендарный ученый Леонард Эйлер (1707–1783). Будучи членом Академии наук в России и Париже, Лондонского Королевского научного общества, Эйлер написал свыше 800 работ по математическому анализу и геометрии, небесной механике и математической физике, оптике, баллистике, кораблестроению, а также теории музыки.
Леонард Эйлер происходил из швейцарского города Базеля, где его наставником был профессор математики И. Бернулли. В 1727 году Эйлер по приглашению Российской академии наук и художеств прибыл в Петербург, где работал в течение четырнадцати лет. В 1741 году по инициативе прусского короля Фридриха II он отправился в Берлин и в 1759 году стал директором Берлинской академии наук. Из Германии Эйлер вел переписку с М.В. Ломоносовым, которого он высоко ценил. В 1766 году через посла в Берлине, князя Долгорукова, именитый математик получил приглашение императрицы Екатерины II вернуться в Академию наук на любых условиях. После дипломатических переговоров в июле того же года ученый прибыл в Петербург, где продолжил плодотворную исследовательскую и педагогическую деятельность.
Еще в 1738 году Леонард Эйлер ослеп на один глаз, а в 1771 году после неудачной операции почти совсем потерял зрение. Однако, несмотря на серьезное увечье, благодаря ученикам и помощникам он работал не менее интенсивно, чем раньше.
На портрете Эйлеру семьдесят один год. Сдержанное художественное решение небольшого по формату живописного полотна И.Ф. Дарбеса вполне соответствует скромному облику изображенного. Темная черно-коричневая цветовая гамма живописной поверхности холста дополнена ярким белым оттенком шейного шарфа, который усиливает бледность лица модели, рельефно выступающего на нейтральном фоне портрета. Художник деликатно скрывает физические недостатки портретируемого, удаляя правую часть лица Эйлера в тень и скрывая его седину под объемным бархатным беретом. И только яркий искусственный свет, который исходит из правого верхнего угла картины, выявляет и подчеркивает скромную внешность и возрастные особенности престарелого ученого.
Подобный неподписной и недатированный портрет находится в настоящее время в Музее искусства и истории в Женеве.