Темой картины неизвестного художника является прославление великодушия графа Алексея Григорьевича Орлова после победы русской эскадры в Чесменском сражении (1770), одном из ключевых сражений русско-турецкой войны (1768–1774). В основу сюжета положена история о том, как граф пленил юную дочь паши, однако милостиво отпустил ее на волю, не лишив имущества, а, напротив, одарив бриллиантовым перстнем и мехами.
Граф А.Г. Орлов-Чесменский (1737–1807/1808) – крупный военный и государственный деятель, генерал-аншеф, сподвижник императрицы Екатерины II. В 1769 году он получил командование эскадрой русского флота. За победу в Чесменском бою Орлов был награжден орденом Св. Георгия I степени, а также получил право именоваться графом Орловым-Чесменским.
Художником запечатлен момент, когда граф вместе со своей свитой находится на палубе захваченного турецкого судна. Справа от него в богатых одеждах изображены дочь паши и сопровождающие ее турчанки. Многофигурное произведение отличается повествовательностью, репрезентативностью и не лишено оттенка театральности. Обратившись к теме благородства победителей, художник отразил возвышенные идеалы эпохи Просвещения, в которых милосердные действия современников сопоставлялись с деяниями древних полководцев.
Оригинал картины, представляющий собой наддверное панно, украшал интерьеры Мраморного дворца в Санкт-Петербурге. К нему существовало парное панно «Освобождение пленных турок» (местонахождение неизвестно). Примечательно, что эти два произведения послужили прототипами для двух скульптурных барельефов русского скульптора Ф.И. Шубина «Великодушные действия к свободе военнопленных графа А.Г. Орлова-Чесменского» 1782 года, также выполненных для Мраморного дворца.