Бодри Карл (1812-1894)
Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле
1860
Размер - 61,5 x 86,4
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.277
Дар А.К. Андерс. 1895
Картина посвящена одному из главных православных праздников – Пасхе. В центре на полотне – Благовещенский собор, построенный в 1489 году псковскими мастерами и получивший окончательный облик девятиглавого храма во второй половине XVI века при Иване Грозном. Благодаря обилию позолоты за ним закрепилось название «Златоверхий».
Слева виден Архангельский собор (во имя архистратига Михаила), сооруженный в 1505–1508 годах под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового. В отделке храма использованы мотивы архитектуры эпохи Возрождения: пилястры с растительными капителями, раковины в закомарах. Собор был усыпальницей московских князей и царей.
Справа изображены Большой Кремлевский дворец и Грановитая палата. Дворец был возведен в 1838–1849 годах под руководством К.А. Тона. Грановитая палата построена в 1487–1491 годах по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Она служила главным тронным залом для торжественных приемов.
Бодри не только достоверно отразил облик Соборной площади. Он умело выстроил композицию картины, показав на переднем плане огромную массу людей в разных ракурсах. Все они, нарядно одетые представители разных сословий, вовлечены в торжественное действо. Художнику удалось передать точное соотношение масштаба и пропорций, пространственную глубину и световоздушную среду. Солнечный свет играет на фасадах и куполах соборов. Яркие краски придают картине торжественное звучание, соответствующее атмосфере праздника. За это произведение в 1860 году пейзажист был удостоен звания академика перспективной живописи.
К. Бодри был в числе первых учеников Московского училища живописи и ваяния, занимаясь там с 1833 по 1839 год. По окончании получил звание неклассного (свободного) художника. В 1843 году состоял в Императорской Академии художеств в качестве вольнослушающего ученика в классе исторической живописи у К. Брюллова. Бодри специализировался на исторических видах Москвы и сельских пейзажах. Его произведениям близки по сюжетам полотна таких мастеров, как П.И. Моисеев («Ильинские ворота в Москве», 1850-е, Третьяковская галерея) и К.В. Рабус, преподававший перспективу и «видописную живопись» в Московском училище в 1844–1857 годах («Стены Новодевичьего монастыря в Москве», 1830–1850-е, Третьяковская галерея). Для этих городских видов характерны эффекты освещения и строгое следование правилам передачи перспективы. Среди подобных работ самого Бодри – «Вид в Кремле (Архангельский и Благовещенский соборы)» (1850, Русский музей).