Бодри Карл (1812-1894)
Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле
1860
Размер - 61,5 x 86,4
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.277
Дар А.К.Андерс. 1895
Картина посвящена одному из главных православных праздников – Пасхе. В центре на полотне – Благовещенский собор, построенный в 1489 году псковскими мастерами и получивший окончательный облик девятиглавого собора во второй половине XVI века при Иване Грозном. Благодаря обилию позолоты за ним закрепилось название «Златоверхий».
Слева виден Архангельский собор (архистратига Михаила), сооруженный в 1505–1508 годах под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового. В отделке храма использованы мотивы архитектуры эпохи Возрождения: пилястры с растительными капителями, раковины в закомарах. Собор являлся усыпальницей московских князей и царей.
Справа изображены Большой Кремлевский дворец и Грановитая палата. Дворец был возведен в 1838–1849 годах под руководством К.А. Тона. Грановитая палата построена в 1487–1491 годах по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Она служила главным тронным залом для торжественных приемов.
Бодри не только достоверно отразил облик Соборной площади. Он умело выстроил композицию картины, показав на переднем плане огромную массу людей в разных ракурсах. Все они, представители различных сословий, нарядно одетые, вовлечены в торжественное действо. Художнику удалось передать точное соотношение масштаба и пропорций, пространственную глубину и световоздушную среду. Яркий солнечный свет играет на фасадах и куполах соборов. Нарядные краски придают картине торжественное эмоциональное звучание. Оно соответствует атмосфере Великого праздника. За это произведение в 1860 году пейзажист был удостоен звания академика перспективной живописи.
К. Бодри был в числе первых учеников Московского училища живописи и ваяния, обучаясь там с 1833 по 1839 год. По окончании получил звание неклассного (свободного) художника. В 1843 году состоял в Императорской академии художеств в качестве вольнослушающего ученика в классе исторической живописи у К. Брюллова. Бодри специализировался на исторических видах Москвы и сельских пейзажах. По сюжетам его произведениям близки полотна таких современных мастеров, как П.И. Моисеев ("Ильинские ворота в Москве", 1850-е, Третьяковская галерея) и К.В. Рабус, преподававший перспективу и "видописную живопись" в Московском училище в 1844–1857 годах ("Стены Новодевичьего монастыря в Москве", 1830–1850-е, Третьяковская галерея). Для этих городских видов характерно стремление их авторов к передаче эффектов освещения и правил перспективы. Среди подобных работ самого Бодри – "Вид в Кремле (Архангельский и Благовещенский соборы) (1850, Русский музей).