На иконе изображено Успение Богоматери. В центре композиции – ложе с усопшей Богоматерью, за ним – Христос в славе с душой Богоматери в виде спеленутой фигурки. Вокруг ложа апостолы и святители. Перед ложем – зажженная свеча. Согласно апокрифу, свеча была зажжена по приказанию Марии, узнавшей о приближении кончины. Архитектурный фон за спинами плачущих жен символизирует дом Марии на Сионской горе в Иерусалиме. В верхней части композиции изображено Вознесение Богоматери с достаточно редкой иконографической особенностью. Богоматерь вручает пояс опоздавшему к успению апостолу Фоме. По сторонам – летящие на облаках апостолы, сопровождаемые ангелами к месту смерти Богоматери.
Иконография Успения сложилась на основе апокрифических текстов и поучений святых отцов Иоанна Богослова, Иоанна Солунского, Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина.
Подобный тип иконографии Успения с летящими на облаках апостолами называется «облачным». Он приобретает особую популярность в русской иконописи со второй половины XV века. Публикуемая икона отличается отточенностью и классической завершенностью исполнения. Соблюдая иконописные каноны, мастер выполняет левую часть композиции чуть более свободной, чем правую. Интересны и разнообразны по рисунку легкие светлые облака, каждое с едва заметной изысканной птичьей головкой.
Особо следует отметить цветовую гамму, которая строится на тонкой разработке преобладающих голубых и синих тонов. Именно поэтому икону часто называют «Голубым Успением».
Икона Успения является шедевром живописи древней Твери.
Икона происходит из собрания И.С. Остроухова – художника, общественного деятеля, собирателя живописи и древнерусских икон. После смерти П.М. Третьякова Остроухов стал членом совета и фактически руководил Третьяковской галереей. По его инициативе в 1904 году была открыта первая экспозиция икон в Третьяковской галерее.