Архангел Михаил. Фрагмент композиции «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину»
Патрон шедевра
Архангел Михаил. Фрагмент композиции «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину»
1630-е
Материал - известково-песчаная штукатурка
Техника - фреско-темперная живопись
Инвентарный номер - Инв.12887
Поступило из Центральных государственных реставрационных мастерских. 1930
Фрагмент фрески с поясным изображением Архангела Михаила является частью композиции «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину» и происходит из несохранившегося до наших дней собора Чуда Архангела Михаила в Хонех Чудова монастыря в Московском Кремле. Изображенный на фоне гористого пейзажа с бирюзовыми разделками Архангел облачен в воинские доспехи и красный плащ, в его правой согнутой руке – меч.
Сюжет «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину», полководцу, возглавлявшему израильский народ после смерти пророка Моисея, описан в ветхозаветной книге Иисуса Навина. Согласно библейскому повествованию перед взятием города Иерихон военачальнику явился Архангел с мечом в руках и сказал, что он – вождь воинства Господня. Навин с трепетом пал ниц, поклонившись Небесному Архистратигу. Сложившаяся в раннехристианский период иконография, изображающая коленопреклоненного Иисуса Навина перед Архангелом Михаилом с мечом в руках, была широко распространена в византийском и древнерусском искусстве. Сюжет традиционно входил в состав цикла Деяний Архангела Михаила. Развернутому циклу Деяний было отведено значительное место в системе росписи собора Чуда Архангела Михаила в Хонех в Московском Кремле, выполненной в 1630-е годы.
Чудов монастырь был основан в 1365 году Алексием, митрополитом Московским, на территории Ордынского посольского двора, подаренной ему ханом Джанибеком за чудесное исцеление от слепоты его жены Тайдулы. Монастырский собор получил посвящение в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех, так как, по преданию, исцеление ханши произошло в день памяти этого события. Монастырь, куда в 1431 году были перенесены мощи его основателя митрополита Алексия, на протяжении столетий был крупным духовным, культурным и просветительским центром, занимая особое место в жизни царской семьи.
При советской власти монастырь пополнил список уничтоженных памятников. Несмотря на усилия ведущих специалистов и реставраторов, предпринятых для спасения культурного объекта, собор был взорван в ночь на 17 декабря 1929 года. Незадолго до взрыва реставраторам Центральных государственных реставрационных мастерских П.И. Юкину, Г.О. Чирикову и В.О. Кирикову удалось демонтировать со стен собора несколько фрагментов с уникальной фресковой живописью XVII века. Чуть позже фрагменты были распределены между собраниями Третьяковской галереи, Исторического музея, Центрального музея древнерусского искусства и культуры имени Андрея Рублёва и Русским музеем.