На протяжении нескольких десятилетий ХХ века в Третьяковскую галерею поступали произведения художников из всех национальных республик, которые входили в состав СССР. В настоящее время эти произведения составляют значительную и неотъемлемую часть коллекции всемирно известного музея – Государственной Третьяковской галереи. Живопись Азербайджана представлена в ней творчеством нескольких поколений мастеров: от классиков азербайджанского искусства до живописцев, продолжающих активно работать в XXI веке.
Всегда глубоко и сильно переживаемая художниками любовь к родине сформировала апшеронскую тему – сквозную в азербайджанской живописи и в то же время глубоко личную у каждого художника. В 1960–1980-х годах на Апшероне сложилось уникальное творческое содружество, получившее название «Апшеронская школа». Это были новаторы и бунтари, оказавшие огромное влияние на современную живопись Азербайджана. В круг художников-апшеронцев входил и Фархад Халилов.
Его художественная эволюция шла в фарватере движения азербайджанской живописи 1980-х в сторону усиления философского восприятия действительности, когда на первое место в картине выходит бессобытийность, акцент делается на передаче состояния и настроения, а конкретные сюжеты все чаще обыгрываются как модели, отсылающие к основополагающим категориям бытия.
«Лето на берегу» – одна из многочисленных апшеронских композиций Халилова и пример зрелого творчества живописца. В ней форсированный драматизм и экспрессия ранних произведений уступают место более условному художественному языку. Художник отбирает из своего окружения три-четыре предметных мотива – фрагменты характерных южных построек, стена, море, небо. Его цель – не создание иллюзии правдоподобия, он использует плоскость холста как фундамент для дальнейших построений с помощью цвета и линий.
Композиция картины демонстрирует выразительный пример соединения поэтики восточного искусства и приемов минимализма. Отталкиваясь от натурных впечатлений, художник делает ставку не на разнообразие пластических элементов, а на их повторяемость. Заданная живописцем фрагментарность и условность мотива, построенного на чередовании заполняющих весь холст плоскостей, воспринимаются здесь как отражение бесконечно большого в бесконечно малом, вечного в сиюминутном, общего в частном, множественного в единичном. Это «однообразие» компенсируется вариативностью и тонкой разработкой цветовой партитуры, построенной на контрасте светлого и темного. Рассеянный свет – столь же естественный, сколь и символический – завершает создание образа, который предстает как единство материальной и духовной субстанций жизни.