Иконография сюжета «Рождество Христово» сложилась на основе евангельских текстов апостолов Матфея и Луки. Иконография образа относится к расширенной редакции, в которой центральное изображение ложа с Богоматерью и Младенцем Христом в яслях в пещере представлены в окружении сопутствующих сюжетов. Так, в верхней части композиции ангел возвещает о рождении Младенца пастухам, сонм ангелов славит Бога, волхвы с дарами устремились за Вифлеемской звездой к новорожденному Младенцу. Внизу иконы изображено омовение Младенца и беседа праведного Иосифа со старцем.
Подобное развернутое повествование восходит к византийским образцам палеологовского времени и характерно для московской живописи с конца XIV столетия. Наряду с иконой из Третьяковской галереи этой же иконографической схеме следуют иконы из праздничных чинов Благовещенского собора Московского Кремля начала XV века и Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря 1425–1427 годов. Публикуемая икона близка названным произведениям и по образно-стилистическому характеру. В начале ХХ века икона прошла антикварную реставрацию: на авторской живописи моделировок складок одежд и контурах фигур сохранены поновительные прописи.
Икона происходит из несохранившейся до наших дней Рождественской церкви Рождественской слободы в Звенигороде. Она была обнаружена в разрушавшемся здании церкви сотрудником Комиссии по сохранению и раскрытию древних памятников Н.Н. Померанцевым.