Лаврова Анна (1922-2019)
Трикотажница
1981
Размер - 179 x 139,5
Материал - холст
Техника - масло, коллаж, бумага, ткань, сухие листья, смешанная техника, гуашь, темпера, акварель, карандаш
Инвентарный номер - ЭФ-287
Анна Михайловна Лаврова – одна из самых ярких представительниц студии Э.М. Белютина, чьи работы входят в собрание Третьяковской галереи.
Ее жизнь была так же насыщена яркими красками, как и ее творчество. Живописец, график, прикладник, модельер – во всех этих ипостасях она проявила безусловный талант. Во время войны Лаврова брала уроки у известного педагога, художника-графика Ю.Г. Ряжского и вместе с тем работала мотористкой по подаче угля на ТЭЦ-12, строила противотанковые линии обороны Москвы. В послевоенное время училась в Московском текстильном институте и работала на трикотажной фабрике города Косино, впоследствии ставшей Косинским производственным трикотажным объединением. Войдя в состав учеников Э.М. Белютина в 1959 году, была отмечена за талантливые и смелые работы и являлась постоянным участником всех выставок студии «Новая реальность», включая «Таганскую», названную в западноевропейской прессе «Первой выставкой русских абстракционистов» (1962, Дом учителя на Большой Коммунистической, Москва), и выставку, посвященную 30-летию МОСХа (1962, Манеж, Москва).
Для картины «Трикотажница» вдохновением послужила профессиональная деятельность художницы, а материалами для коллажа – ленты и кусочки материи из продукции фабрики, на которой вот уже сорок лет трудилась Лаврова, получая престижные награды и медали. Лицо трикотажницы изображено и в профиль, и анфас. По всей поверхности абстрактной композиции расположены многочисленные белые и красные пятна, коричневые линии, группы голубых кругов. В разных частях произведения изображены ткани, кружева, колки и бобины с использованием коллажа. Два деревца в верхней части произведения имеют как написанные, так и приклеенные листья. «Трикотажница» Лавровой – очень интенсивное, убедительное и сочное произведение, созданное на тот момент новаторскими, современными средствами изображения. Художница смело смешивает различные техники и материалы: масло и акварель, темперу и карандаш, бумагу и ткань, сухие листья. И уверенно превращает такую комбинацию в наполненное жизнью изображение.