Царские врата. Левая створа. Архангел Гавриил (из Благовещения); Евангелист Иоанн Богослов; Евангелист Лука
XVI век
Размер - 158 x 40
Материал - дерево
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.28651
Поступило из Государственного Исторического музея. 1930
Царские врата, ведущие в алтарь, располагаются в центре иконостаса. Во время Божественной литургии через них проносят Святые Дары, в которых из алтаря, символизирующего Царствие Небесное, к верующим в наосе храма выходит сам Христос – Царь Славы, в силу чего в Древней Руси эти врата называли «Царскими», а также – «Райскими», или «Святыми».
В отличие от византийской традиции, свободно варьировавшей состав изображений на главных алтарных дверях, в древнерусском искусстве XIII–XIV веков на основе этой традиции сформировались два основных типа иконографической программы Царских врат, которые в дальнейшем почти не менялись. Вверху, в навершии полукруглой или фигурной формы, всегда было представлено «Благовещение» – сюжет, свидетельствующий о спасительном для человечества Боговоплощении. Ниже, на прямоугольных частях врат, располагались либо две фигуры творцов литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста, либо, как на публикуемом памятнике, – четыре евангелиста в процессе написания своих трудов о земном служении Воплотившегося Бога. Оба типа иконографии врат согласовались по смыслу с системой росписей храма – со святительским ярусом в алтарной апсиде или с образами евангелистов в парусах купола и проясняли символическое значение входа в алтарь. Иногда в верхней части створок, под Благовещением, вводился дополнительный регистр с изображением Евхаристии – причащения апостолов Христом, акцентирующий непосредственную связь Царских врат с совершением литургии. Вероятно, в данном случае Евхаристия была представлена на надвратной сени, крепившейся над вратами.
Иконография публикуемого памятника соответствует традиции, наиболее распространенной в древнерусском искусстве XV–XVI веков. В килевидном шестилопастном навершии врат изображено Благовещение, ниже – четыре клейма с пишущими евангелистами. На левой створке сверху вниз представлены Иоанн Богослов на острове Патмос, диктующий по внушению Святого Духа слова Евангелия ученику Прохору, и евангелист Лука, который сидит в своей келье и пишет на листе бумаги. На правой створке – Матфей и Марк, изображенные аналогично Луке за своими трудами в условных интерьерах, перед столиками с чернильницами. На фоне большинства клейм изображена фантастическая архитектура крупных форм: здания с многочисленными дверными проемами, с портиками на колоннах и с причудливыми завершениями, между которыми перекинуты красные велумы.
Представленный памятник входит в хорошо изученную группу из шести комплектов Царских врат конца XV – первой половины XVI века, происходящих из северных провинций Новгорода и хранящихся в нескольких музейных собраниях: по два комплекта в Третьяковской галерее и Русском музее и по одному – в Эрмитаже и в Музее имени Андрея Рублёва. Идентичность формы врат и характера обработки досок, совпадение деталей иконографии отдельных клейм и программы в целом (как правило, включающей Евхаристию), а также несомненное стилистическое сходство позволяют считать, что все произведения были выполнены иконописцами одной мастерской на Русском Севере с одного и того же новгородского образца в течение нескольких десятилетий. Примечательной особенностью этой группы Царских врат являются особые орнаменты (так называемые «царапки»), имитирующие тексты на книгах евангелистов.
Для живописи Царских врат из Третьяковской галереи характерны четкость построения композиций, архаическая мощь всех форм, крупность большеголовых фигур персонажей с выразительными, сосредоточенными взглядами и энергичность упрощенной цветовой гаммы. Все эти художественные признаки типичны для произведений провинциальных новгородских мастеров, работавших в северных землях в первой половине XVI века.