Рама
Конец ХIХ века
Размер - 166,5 x 227,2 x 6
Материал - дерево, левкас, песок, рогожка
Техника - присыпка, имитация золочения, окрашивание
Инвентарный номер - Р ХУД-1021
Рама изготовлена специально для произведения Николая Рериха «Гонец. “Восста род на род”» по замыслу и рисунку художника. Она выполнена из натуральных материалов: дерева, песка, рогожки. Они применяются с древнейших времен. Из дерева славяне строили себе жилища, обнося их деревянным частоколом, лодки-однодневки; из лыка и рогоза плели лапти и одежду; из песка и земли возводили оградительные валы и погребальные курганы. Рама тактично вводит зрителя в мир картины из серии о древних славянах.
Геометрические фигуры в виде ромба с крестом, вырезанные на раме, широко представлены в орнаментике украшений из курганов Северо-Запада Руси, в том числе ромбощитковых височных колец и браслетов. Любопытны также фигурки «собачек» (или «коньков») и «зайчиков», расположенные в центре верхнего листеля и по углам рамы. Они выполнены в технике присыпки песком по трафарету и также имеют реальные прототипы. Это медные поясные или височные «привески», широко распространенные в славянских погребениях Х–ХIII веков. Николай Рерих серьезно увлекался археологией, принимал участие в археологических раскопках. Подобные изображенным на раме украшениям древних славян он описывал в своих литературных сочинениях: «…на груди и в поясу много всяких привесок и бляшек… Подвески-собачки, знакомые чуди, ливам и курам; кошки – страшные, с разинутой пастью, излюбленные уточки, ведомы многим русским славянам. У девок ниже пояса на ремешках спускаются эти замысловатые знаки, звенят и гремят на ходу, привешенными колокольчиками и бубенчиками; священный значок хранит девку…».
Такие подвески Рерих неоднократно находил самостоятельно во время археологических экспедиций. Он упоминает о них в статье «Некоторые древности Шелонской пятины и Бежецкого конца», иллюстрируя фотографиями. В Государственном Эрмитаже хранятся бронзовые «собачки» («коньки»), относящиеся к ХIII веку. Рерих обнаружил эти подвески в 1899 году в погребении на погосте Дубровна (в Порховском уезде бывшей Псковской губернии). Фигурки на раме в точности воспроизводят орнамент (кружки с точкой в центре), цвет и даже размер этих археологических древностей.
В 1896 году Н.К. Рерих принимал участие в подготовке А.А. Спицыным материалов к 20-му тому «Материалов по истории России» – «Курганы Санкт-Петербургской губернии в раскопках Л.К. Ивановского». Раскопки, проведенные художником в окрестностях своего родового имения Извары, позволили уточнить и дополнить многие данные Л.К. Ивановского, с которым художник был знаком с детства. А.А. Спицын, публикуя изображение подвесок-«коньков», определяет их как изображение собаки и указывает, что подобные подвески были известны в древностях владимирских, приладожских, лифляндских и курляндских.
Точно указать источник заимствования образа «зайчиков» сложнее. Очевидно, образ также навеян зооморфной пластикой ХI–ХIII веков, плоскими прорезными подвесками в виде уточек или фантастических существ из раскопок курганов в той же Санкт-Петербургской губернии. Заяц был особо чтимым животным в славянских поселениях, «заячий бог» был связан с Матерью-землей и наделен таинственной силой оберега.
Рерих придает «конькам» («собачкам») и «зайчикам» на раме значение оберегов двух противоборствующих славянских племен. Исследователи Б.А. Рыбаков и Е.П. Маточкин предполагают, что «лютые звери» и испуганные «зайчики» могли символизировать тотемы древнеславянских родов. В своем противоборстве эти тотемы раскрывают основную суть второй части названия картины –«Восста род на род», тему междоусобиц у славянских племен.