Святитель Николай Чудотворец, с житием
Патрон шедевра
Святитель Николай Чудотворец, с житием
Около 1380 года
Размер - 94 x 69,5
Материал - дерево, левкас, паволока
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.28745
Поступило из Центральных государственных реставрационных мастерских. 1934
Житийный образ святителя Николая происходит из Николо-Угрешского монастыря. Он является древнейшей святыней подмосковной обители, само основание которой, по преданию, связано с явлением иконы Николая Чудотворца Димитрию Донскому накануне Куликовской битвы.
В среднике иконы представлено поясное изображение почитаемого во всем христианском мире святителя, архиепископа города Миры в малоазийской Ликии. Святитель изображен в темно-коричневой фелони; на его плечах лежит белый епископский омофор с двумя крупными крестами; конец омофора перекинут через левую руку, в которой святитель держит закрытое Евангелие. Правой рукой святой Николай именословным перстосложением благословляет. В том, как святой Николай держит Евангелие непокрытой рукой, – важная иконографическая особенность иконы. Эта красноречивая деталь возвышает образ святителя, уравнивая его с апостолами, которые, как и сам Спаситель, обычно изображаются держащими Евангелие непокрытыми руками.
Средник иконы окружен клеймами, иллюстрирующими житие святителя Николая. Ряд сюжетов клейм относится к житию другого почитаемого святого, Николая Пинарского, архиепископа ликийского города Пинар. Еще в древности его стали отождествлять с Николаем Мирликийским, что нередко приводило к путанице и смешению их житий. Завершающая композиция житийного цикла иконы изображает перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари в 1087 году. Угрешская икона является одной из самых ранних русских икон, где этот сюжет включен в житийный цикл.
Образ святителя Николая, строгий и торжественный, отмечен изяществом несколько вытянутых пропорций и изысканной цветовой гаммой, построенной на сочетании насыщенных коричневых, синих, красных и зеленых цветов. По мнению большинства специалистов, икона принадлежит кисти талантливого иконописца московской художественной традиции.
Клейма читаются слева направо, сверху вниз:
1. Рождество святителя Николая; 2. Крещение; 3. Приведение во учение и исцеление слепой; 4. Изведение источника; 5. Усмирение змия; 6. Поставление в диакона; 7. Поставление во епископа; 8. Явление трем мужам в темнице; 9. Явление во сне императору Константину; 10. Явление во сне епарху Евлавию; 11. Избавление трех мужей от казни; 12. Исцеление бесноватых; 13. Изгнание беса из древа; 14. Спасение Димитрия со дна морского; 15. Чудо о киевском младенце; 16. Чудо о ковре; 17. Возвращение Василия, Агрикова сына; 18. Преставление святителя Николая; 19. Перенесение мощей святителя Николая в Бари.