Публикуемый памятник происходит из собрания А.В. Морозова.
На иконе представлены первые по времени канонизации русские святые – князья Борис и Глеб (конец X – начало XI века), принявшие мученическую смерть во время междоусобной войны за великокняжеский престол.
Парные изображения князей Бориса и Глеба получили распространение уже с домонгольского периода. Устойчивая иконография сформировалась к концу XII века. Борис обычно изображался молодым, с небольшой бородой и усами, Глеб – юным, безбородым, с длинными локонами, лежащими на плечах. Облачены они в княжеские одежды, в руках кресты – символ мученичества и мечи – знак княжеского достоинства. Уникальной особенностью иконографии публикуемой иконы является отсутствие крестов в руках страстотерпцев и необычное положение рук.
Согласно тексту Жития, после смерти отца Бориса и Глеба, великого князя Владимира, старший из его сыновей – Святополк, решил захватить власть и избавиться от своих возможных соперников. Оба брата, Борис и Глеб, получили предупреждения о коварных планах Святополка, но предпочли смерть братскому кровопролитию. Борис ответил отказом на предложение дружинников занять киевский престол силой. Глеб, получив известие о гибели старшего брата, избрал для себя ту же участь. Вероятно, именно эту идею добровольного отказа от борьбы за власть отразил художник, изображая Бориса отстраняющим меч и поднимающим правую руку в ораторском жесте, а Глеба – в молитвенном обращении к старшему брату. Отсутствие крестов в руках святых князей можно объяснить тем, что иконописец хотел подчеркнуть именно момент принятия князьями решения о жертвенном подвиге.
Яркий локальный колорит и несколько упрощенный художественный язык иконы свидетельствуют о том, что она была создана в народной среде.