«Проводы начальника» – одна из типичных жанровых картин московских художников-шестидесятников, изображавших сцены из окружающей действительности, в частности из жизни чиновников. Обращаясь к традиции Павла Федотова и Василия Перова, Юшанов насыщает картину занимательными подробностями, обнаруживающими «тайные пружины» действия.
Картина создана в период обучения художника в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Сначала Юшанов исполнил рисунок для журнала на избранную им тему, затем создал живописную работу. Старик с бакенбардами написан с натурщика, позировавшего для картины соученика художника Иллариона Прянишникова
«Чтение письма в овощной лавке» (1864, Третьяковская галерея). Первоначальное название полотна – «Посошок» – связано с традицией наливать гостям вино перед уходом, «на посошок».
Сюжет картины – проводы важного гостя, пожилого господина с орденом Святой Анны на шее. К нему прикованы взгляды всех персонажей, большинство которых почтительно застыли, не смея приблизиться к отбывающему сановнику. Хозяин – мелкий чиновник, поднес ему рюмку и склонился в подобострастном поклоне, благодарственно прижав руку к сердцу. Рука его миловидной жены протянута в просительном жесте, напоминающем мольбу о подаянии. Молодой щеголь почтительно поддерживает уходящего начальника. Суетливо одевается жандармский офицер – его роль в картине была не до конца понятна уже первым зрителям. И лишь отставной солдат, готовый подать его высокородию шинель, не скрывает скуки.
Полотно несколько напоминает эпизод очерка «Неприятное посещение» М.Е. Салтыкова-Щедрина из цикла «Губернские очерки», вышедшего незадолго перед этим. Однако в трактовке сюжета Юшанов избегает обличительной интонации, показывая многообразие физиономических и социальных типов героев, выступая бытописателем, подмечающим узоры платья хозяйки и резное украшение буфета. Неяркое освещение придает изысканную мягкость колориту, выявляет отточенность рисунка.
Картина была награждена большой серебряной медалью. Современники, видевшие полотно на академической выставке в 1865 году, замечали: «…все вместе живо, полно наблюдательности и юмору». Третьяков назвал картину «очень хорошенькой» и купил ее спустя 6 лет. В 1867 году работа экспонировалась на Всемирной выставке в Париже в числе лучших произведений русских художников.
Публика считала Юшанова молодым, подающим надежды художником. Однако он так и остался автором одной картины, по-видимому, недолго прожившим после ее создания.