Небольшой по размеру скульптурный рельеф с авторским названием «Мать», вырезанный из мягкой липы, был создан художником Екатериной Дмитриевной Никифоровой-Кирпичниковой в конце жизни. Скульптор воплощает в рельефе вечный сюжет всего европейского искусства, который особенно отдавался в душе Екатерины Дмитриевны: «Я совершенно человек одинокий на свете».
Екатерина Никифорова-Кирпичникова принадлежит к числу тех художников, чье творчество, к сожалению, мало известно – буквально единицы созданных ею работ хранятся в музейных собраниях. И в то же время ее имя навсегда сохранилось в истории русского искусства, благодаря образу, воплощенному в скульптурном произведении Анной Семёновной Голубкиной: облик и сама личность Е. Никифоровой вдохновили скульптора к созданию одного из самых лиричных портретов в ее творчестве – «Сирень». Отлив произведения из гипса и бронзы хранится в Третьяковской галерее, а созданный позже мрамор – в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Судьба Екатерины Дмитриевны была навсегда изменена обвинением в 1938 году ее мужа А.В. Кирпичникова в шпионаже: он был расстрелян, а ее отправили в ссылку. Неукротимый характер борца не давал ей опустить руки, она продолжала заниматься творчеством и в маленьком казахском поселке Щербакты, а затем в Павлодаре. После освобождения Екатерине Дмитриевне не позволили вернуться в Москву, и она вынуждена была принять приглашение родственников мужа поселиться в небольшом провинциальном городке Санчурске. В письме к скульптору А.Н. Златовратскому она сообщала: «Жизнь заставила меня стать живописцем. В октябре у нас здесь будет выставка художественная, и я ставлю на нее две работы по скульптуре. Оба барельефы. Вот Вам моя художественная жизнь. Личной жизни у меня нет. Я совершенно человек одинокий на свете. Сейчас работаю в клубном помещении. Там, где я живу, нет места для работы».
По воспоминаниям одной из жительниц Санчурска, Екатерина Дмитриевна выполнила множество небольших работ из дерева, и они разошлись по домам санчурцев, но до нашего времени дожили единицы.