Образ иконостаса Успенского собора Московского Кремля
Патрон шедевра
Образ иконостаса Успенского собора Московского Кремля
Начало XIX века
Размер - 35,5 x 30,5
Материал - дерево, левкас
Техника - яичная темпера
Инвентарный номер - Инв.24415
Поступило из фонда Московского отдела народного образования. 1931
На иконе изображен иконостас – важнейшая часть убранства русского храма. Иконостас – высокая многоярусная стена, составленная из икон и отделяющая пространство алтаря, где совершается литургия, от пространства для молящихся; символизирует единство земной и небесной Церкви. Классический русский высокий иконостас сформировался к концу XVI века. С этого времени в богослужебную практику вошло использование так называемых походных церквей, то есть компактных переносных изображений храмового иконостаса, необходимых для совершения литургии во время путешествий и походов. В начале XIX века в русскую иконопись вошла особая иконографическая тема – «документированное» изображение полного многоярусного храмового иконостаса. Вероятно, она возникла в связи с пробуждения в русском обществе интереса к своей национальной истории после Отечественной войны 1812 года, когда восстанавливалась поруганная иноземцами главная святыня Москвы и всего российского государства – Успенский собор. Изображение в иконописи иконостаса Успенского собора Московского Кремля стало одной из форм воплощения идей национального самосознания эпохи.
В центре нижнего яруса изображенного иконостаса, называемого местным, находятся Царские врата. Они украшены композицией «Благовещение» и четырьмя изображениями евангелистов. Венчает Царские врата евхаристическая чаша с Агнцем, охраняемая двумя ангелами. По сторонам от Царских врат согласно канону справа расположена икона Христа Вседержителя на троне. Рядом с ним – так называемый храмовый образ, то есть икона праздника, которому посвящен храм. В данном случае это «Успение Богоматери», за которой следует образ «Покров Богоматери». Слева от врат расположена икона «Богоматерь Владимирская». Рядом с ней «Святитель Николай, архиепископ Мирликийский» и «Собор архангела Михаила». В этом же ярусе находятся двери, ведущие в жертвенник и диаконник. Под каждой иконой местного ряда слева направо расположены сюжеты, непосредственно с ними связанные: «Чудо архангела Михаила в Хонех», «Перенесение мощей святителя Николая в Бар-град», «Бегство в Египет Святого семейства», «Искушение Христа в пустыне», «Чудо отсечения ангелом руки иудейского священника Авфония, пытавшегося опрокинуть гроб с телом Богоматери», «Явление Богоматери во сне песнопевцу Роману».
Над местным рядом находится «праздничный ряд», составленный из икон на сюжеты главных праздников литургического года (слева направо): «Рождество Богоматери», «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Тайная вечеря», «Вход в Иерусалим», «Преображение», «Троица», «Вознесение», «Воздвижение Креста». Над праздничным рядом расположен так называемый деисус. Его центр – икона «Спас Вседержитель в силах». Слева и справа от этой иконы – образы предстоящих Спасителю в молении Богоматери и Иоанна Предтечи. Далее слева – иконы архангела Михаила, апостолов Петра, Иоанна Богослова, Иакова, Филиппа; справа – архангела Гавриила, апостолов Павла, Андрея, Варфоломея, Фомы. Над деисусом располагается пророческий ряд. В центре пророческого ряда – «Богоматерь Печерская»: сидящая на троне Богоматерь с Предвечным Младенцем Еммануилом и предстоящими архангелами и преподобными Феодосием и Антонием, основателями Киево-Печерского монастыря. Слева от центрального изображения – пророки Давид, Захария, Исайя, Моисей, Даниил, Наум; справа – Соломон, Иезекииль, Илия, Сафония, Аарон, Аввакум. Предстоящие Богоматери пророки – те, кто предсказал пришествие в мир Мессии. За пророческим рядом следует ряд праотеческий. В его центре – образ Господа Саваофа с Предвечным Младенцем, которому предстоят праотцы, предки Христа по крови: слева – Адам, Исаак, Иов, Арам, Асир, Енох; справа – Авраам, Иаков, Лот, Ной, Авель.
Венчающий ряд иконостаса – страстной. На его иконах – изображения страстей Христовых. В композициях слева направо изображены «Поцелуй Иуды», «Снятие со Креста», «Распятие», «Положение во гроб», «Моление о чаше».
На полях иконы по сторонам иконостаса изображены «Ангел Хранитель» (слева) и «Святитель Иоанн Златоуст» (справа).
Порядок расположения и иконография икон местного ряда изображенного иконостаса обладает своими особенностями. Икона Спасителя – это «Спас Златая Риза», древняя икона, находившаяся в Успенском соборе Кремля с XV века. Иконография образа опознается по характерному жесту правой руки Спасителя, указывающего перстом на строки раскрытого Евангелия. Икона «Успение Богоматери» также иконографически близка той, что находится в местном ряду иконостаса Успенского собора. Богородичная икона слева от Царских врат – «Богоматерь Владимирская», главная святыня Успенского собора Московского Кремля. И иконография, и порядок расположения всех перечисленных икон соответствуют строению местного ряда Успенского собора Московского Кремля в том его виде, который сложился в середине XVII века при патриархе Никоне (1605–1684). Именно в это время место икон святителей и мучеников в деисусном ряду заняли апостолы, а в местном ряду стало обязательным помещать образ святителя Николая. Икона мирликийского чудотворца есть и в местном ряду изображенного иконостаса. Судя по сохранившейся описи Успенского собора начала XVII века, в иконостасе кремлевского собора стояла икона, привезенная в XVI веке в Москву из Вяжищского монастыря близ Новгорода Великого.
Изображения местного ряда на иконе из собрания Третьяковской галереи сопровождены надписями – строками из акафистов и текстов служб праздников. Под образом Богоматери Владимирской читаем строки из тропаря праздника, посвященного встрече Владимирской иконы Богоматери, спасшей Москву от войск Тамерлана в 1395 году. Текст тропаря «Здесь светло красуется славнейший град Москва» служит дополнительным указанием на то, что на иконе изображен иконостас Успенского собора.