Иконостас
Патрон шедевра
Иконостас
Начало XIX века
Размер - 35,5 x 30,5
Материал - дерево, левкас
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.24415
Поступило из фонда Московского отдела народного образования. 1931
На иконе изображен иконостас русского пятиглавого храма – символ земной и небесной Церкви. Полный многоярусный иконостас в древнерусской архитектуре окончательно сложился в XVI веке.
В центре нижней части иконостаса – Царские врата с композицией Благовещения и четырьмя евангелистами. Над Царскими вратами – евхаристическая чаша с Агнцем, охраняемая двумя ангелами. По сторонам Царских врат так называемый местный ряд с иконой праздника, в честь которого освящен храм. Традиционно это икона, стоящая справа от зрителя, второй после иконы Христа Вседержителя. На изображенном иконостасе в местном ряду расположены: справа – Спас Вседержитель на троне, Успение Богоматери (храмовая икона), Покров Богоматери; слева – Богоматерь Владимирская, святитель Николай, архиепископ Мирликийский, Собор архангела Михаила. По сторонам Царских врат – двери в жертвенник и диаконник алтаря. Под каждой иконой местного ряда – праздничные сюжеты, непосредственно с нею связанные, расположенные в следующем порядке, слева направо: Чудо архангела Михаила в Хонях, Перенесение мощей святителя Николая в Бар град, Бегство в Египет святого семейства, Искушение Христа в пустыне, Чудо отсечения ангелом руки иудейского священника Авфония, пытавшегося опрокинуть гроб с телом Богоматери при его перенесении из Назарета в Иерусалим, Явление Богоматери во сне песнопевцу Роману.
Над местным рядом – праздничный ряд из икон на евангельские и апокрифические сюжеты (слева направо): Рождество Богоматери, Введение в Иерусалимский храм отрока Марии, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Тайная вечеря, Вход в Иерусалим, Преображение, Троица, Вознесение, Воздвижение Креста. Над праздничным рядом следует деисус: Спас Вседержитель в силах с предстоящими Ему в молении слева: Богоматери, архангела Михаила, апостолов Петра, Иоанна Богослова, Иакова, Филиппа; справа: Иоанна Предтечи, архангела Гавриила, апостолов Павла, Андрея, Варфоломея, Фомы. Над деисусом два ряда, представляющие ветхозаветную церковь из праотцев (5-й ряд), носителей «избранного семени» и пророков (4-й ряд), прообразовавших в своих видениях и книгах боговоплощение и Деву – Тайну Предвечного Совета. В центре пророческого ряда Богоматерь на троне с Предвечным Младенцем Эммануилом, с архангелами и предстоящими Ей преподобными Феодосием и Антонием, основателями Киево-Печерского монастыря. Налево от центрального изображения – пророки Давид, Захария, Исайя, Моисей, Даниил, Наум; направо – Соломон, Иезекииль, Илия, Сафония, Аарон, Аввакум. В центре праотеческого ряда Господь Саваоф с Богом Слова Логосом; слева – Адам, Исаак, Иов, Арам, Асир, Енох; справа – Авраам, Иаков, Лот, Ной, Авель.
Иконостас венчает цикл Страстей Христовых, занимающих полусферы подкупольного пространства храма. В композициях, слева направо, изображены, вне евангельской последовательности событий: Поцелуй Иуды, Снятие со креста, Распятие, Положение во гроб, Моление о чаше. На полях иконы по сторонам иконостаса: Ангел Хранитель (слева) и святитель Иоанн Златоуст (справа).
Иконы с образом иконостаса Московского Кремля возникли в период пробуждения в русском обществе интереса к своей отечественной истории и своему историческому прошлому – после Отечественной войны 1812 года, когда началось восстановление главной святыни города Москвы.