Анатолий Тимофеевич Зверев – известная фигура московской художественной жизни второй половины ХХ века. Графическое и живописное наследие Зверева насчитывает десятки тысяч произведений, большинство которых мастер создавал спонтанно, молниеносно, зачастую экспромтом. Поступивший в собрание музея в 2002 году в дар от П.И. Лобачевской «Портрет Полины» – один из самых ярких примеров незаурядного дарования Зверева-портретиста. Картина принадлежит серии портретов Полины Лобачевской: коллекционера, актрисы и искусствоведа, которая входила в широкий круг общения Зверева. Общительный и открытый характер художника, его эксцентричность наряду с экспрессивной и легко узнаваемой авторской манерой обеспечили художнику широкую известность среди коллег и любителей искусства в СССР и за рубежом. Во многом этому также способствовала дружба Зверева с коллекционером Георгием Костаки, который приобретал работы художника, знакомил с другими коллекционерами и показывал его работы в своей квартире.
«Портрет Полины» относится к зрелому периоду творчества художника и написан в традиционной для Зверева экспрессивной манере. Автор создает живой подвижный образ прекрасной дамы, в котором нашли свое отражение и запоминающиеся тонкие черты лица модели, и ее лирическое настроение. Зверев обратился к портретному жанру в конце 1950-х, когда он с увлечением пишет любимых женщин, подруг, коллег, представительниц творческой среды, а зачастую и случайных знакомых. Тогда начинает оформляться обширная галерея портретов современниц, которая составляет значительную часть творческого наследия Зверева. Художник оттачивает свое дарование в сотнях полотен: по воспоминаниям современников, за два-три часа из-под кисти Зверева могло выйти пять-шесть портретов. Конечно, многие из них в дальнейшем автор забраковывал, но значительное число картонов и графических листов сохранилось по сей день. При создании картин Зверев использовал как традиционные материалы: бумагу, картон, масло, акварель, так и «подручные» средства: вместо мастихина брал столовые ножи, писал пальцами, зубочистками, палочками. Иногда для завершения написанного маслом образа в ход шло все, вплоть до содержимого пепельницы.