Иконостас
Первая треть XIX века
Размер - 71 x 55
Материал - дерево, левкас, паволока
Техника - темпера
Инвентарный номер - ДР-1395
Поступило из Всесоюзного художественно-производственного комбината им. Е.В. Вучетича. 1980
Икона входит в редкий круг памятников иконописи XIX века с изображением высокого многоярусного иконостаса. Высокий иконостас – чисто русское явление. Он пришел на смену низкой алтарной преграде византийского храма. Первые высокие иконостасы на Руси появились на рубеже XIV–XV веков. Окончательно иконостас сформировался в XVII веке, когда сложились все его ярусы – чины.
Первый, нижний, ряд иконостаса называется «местный». В центре этого ряда – царские врата, ведущие в алтарь. По сторонам царских врат располагаются слева – образ Богоматери, справа – образ Спаса. Другие иконы этого ряда посвящены празднику или святому, во имя которого освящен храм. В ряду могут также размещаться ценные вкладные образы или «списки» особо чтимых русских икон. Слева и справа располагаются алтарные двери: северные – в жертвенник, южные – в дьяконник.
Особенностью изображения иконостаса на данной иконе является разделение местного ряда на два регистра: 1. Собор Архангела Михаила; 1а. Чудо в Хонех; 2. Успение Богоматери; 2а. Бегство в Египет; 3. Богоматерь Владимирская; 3а. Благовещение у кладезя; 4. Спас Смоленский; 4а. Искушение Иисуса Христа в пустыне; 5. Покров; 5а. Собор Богоматери; 6. Святитель Николай архиепископ Мирликийский; 6а. Чудо о ковре (эпизод из жития свт. Николая).
Второй ярус – праздничный чин. Он представляет основные христианские события – двунадесятые и великие праздники: 1. Рождество Богоматери; 2. Введение во храм; 3. Благовещение; 4. Рождество Христово; 5. Крещение; 6. Сретение; 7. Тайная вечеря; 8. Воскресение – Сошествие во ад; 9. Вход в Иерусалим; 10. Вознесение; 11. Троица; 12. Воздвижение креста; 13. Усекновение главы Иоанна Предтечи.
Третий ярус – деисусный чин – главный ряд иконостаса, как правило, самый большой по размеру (иногда в иконостасе деисусный чин бывает не третьим, а вторым, меняясь с праздничным местами; твердого канона нет).
Четвертый ярус – пророческий чин с изображением ветхозаветных пророков; в центре его – Богоматерь на престоле.
Пятый ярус – праотеческий чин с изображением ветхозаветных праотцев, в центре – Святая Троица (Отечество).
Шестой ярус – страстной ряд и лики святых: 1. Распятие; 2. Снятие со креста; 3. Положение во гроб; а) Блаженные и святители; б) Преподобные и воины-мученики; в) Преподобные жены; г) Мученицы. Страстной ряд окончательно сформировался в XVII веке. Он посвящен последней неделе земной жизни Христа и бывает обычно более подробным по сюжетам, чем в данном случае.