Александр Мордвинов – сын известного государственного деятеля, адмирала Н.С. Мордвинова. В 1834 году вместе с отцом он был возведен в графы Российской империи, имел придворное звание камергера. По воспоминаниям Н.Н. Мордвиновой, сестры художника, он "с малых лет выказывал свой талант к живописи". Отец, готовивший сына к государственной деятельности, был удивлен его способностями, но отмечал: "...как жаль, что этот талант не дан бедному ребенку, он был бы русским Рафаэлем". Молодой Александр самостоятельно осваивал искусство живописи, пользуясь советами известного пейзажиста Максима Воробьева. Систематического художественного образования он так и не получил. В 1832-1833 годах Мордвинов побывал в Италии, посетив Венецию, Рим и Неаполь. По возвращении в Россию он написал на основе этюдного материала несколько картин. Море, приморские города, в которых ему удалось побывать во время путешествия, были любимыми сюжетами его произведений, например:
"Набережная дельи Скиавони в Венеции" (1835, Третьяковская галерея), "Неаполитанский вид" (1838?) и "Вид на Большой канал и мост Риальто в Венеции" (конец 1830-х, обе – Русский музей).
Возможно, к данному циклу принадлежит и "Неаполитанский залив", на котором изображена прославленная в песнях и стихах набережная Санта Лючия, бывшая излюбленным местом прогулок. Современник Мордвинова, Сильвестр Щедрин в одном из своих писем так обрисовал ее: "Вы сами себе представьте весь ералаш: берег уставлен стойками, где лазароны продают устрицы и прочие морские гадины, также и рыбу, тут же находится колодезь с серной водой, трактиры, куда собираются ужинать только одно рыбное, и едят на открытом воздухе под моими окнами; тут же расставлены по бокам стулья для зрителей, множество народу наполняет сию часть города". На набережной Санта Лючия Щедрин жил несколько лет, назвав ее "лучшим местом из целого Неаполя".
С вниманием Мордвинов показал на полотне городскую застройку. Справа на высоком холме возвышается над побережьем мощная старинная крепость Сант Эльма, построенная в ХIV веке королем Робертом Анжуйским. Он устроил здесь резиденцию и разместил судебные органы. Впоследствии крепость была перестроена в ХVI веке, и в ней находились различные военные учреждения и тюрьма. В 1717 году в замке некоторое время скрывался от преследований Петра I царевич Алексей Петрович.
В произведении пейзажист проявил себя как художник-романтик. Это сказалось в световых контрастах освещенных и погруженных в тень зданий, грозовых облаках.
Иконографически с данным видом связан рисунок
Максима Воробьева "Набережная Санта Лючия в Неаполе" (1845, Третьяковская галерея; тушь, перо, кисть).
Картина происходит из собрания И.Е. Цветкова, известного московского коллекционера, владельца частной галереи. Произведение было приобретено собирателем в 1909 году у А.Н. Ерыкалова вместе с парной композицией "Большой канал в Венеции" (Вятский художественный музей имени В.М и А.М. Васнецовых, Киров).