Во время путешествия по Европе в 1717 году Пётр I, который хотел сохранить память о славных победах русской армии в Северной войне, заказал французскому художнику-баталисту Пьеру Мартену-младшему картины и рисунки на темы побед русских над шведами. Полотна большого размера служили «моделями» для четырех гобеленов, которые должны были соткать мастера парижской мануфактуры. Уменьшенные повторения («четыре малые картины») и рисунки предназначались для последующего гравирования. Для написания картин художнику были предоставлены соответствующие планы и рисунки. Но победитель Полтавской баталии так и не увидел своего заказа, исполнение которого затянулось на несколько лет: большие картины вместе с гобеленами прибыли в Петербург уже после смерти Петра I.
Поскольку полотно предназначалось для изготовления гобелена, батальную сцену по периметру обрамляет декоративный бордюр, а в картушах расположен текст, поясняющий сюжет. В верхней части бордюра купидоны поддерживают герб России, увитый цветами, аллегорические фигуры олицетворяют Мудрость (в виде Афины) и Правосудие, пышные цветочные гирлянды и трофеи сплетаются в нарядную раму. Сама батальная сцена представляет собой своего рода живописную топографическую карту битвы, изображенную как будто сверху. Документальные эпизоды сражения соединены с торжественной сценой первого плана, где «выезд» победителей во главе с Петром Первым предвосхищает своим триумфаторским пафосом исход событий. На обширном пространстве выстроились правильными рядами войска, в глубине слева видны походные палатки укрепленного лагеря русских возле деревни Яковцы, справа – укрепленные редуты армии Петра в момент атаки шведов, далее – войска шведов. Вдали – села Малые Павленки и Павленки, а левее – укрепленные стены Полтавы, у горизонта – река Ворскла с притоками.
Картина «Полтавский бой. Конец боя» в настоящее время принадлежит Музею Полтавской битвы в Полтаве. Из малых картин сохранилось также только две: «Битва при Лесной» и «Полтавская баталия (конец боя)», которые находятся в собрании царскосельского дворца, они украшают один из парадных апартаментов Екатерининского дворца – Картинный зал. Гравюры с изображением Полтавских баталий по рисункам П.-Д. Мартена-младшего по заказу Петра I выполнили Шарль Луи Симоно (1639/1645–1728) и Никола Лармессен (1684–1755).