На иконе изображен почитаемый во всем христианском мире святой Николай Чудотворец, архиепископ малоазийского города Миры в Ликии (IV в.). Святитель представлен оплечно. Он изображен в святительских одеждах, с лежащим на его плечах кресчатым омофором.
«Оплечный тип» изображения святого – сокращенный вариант поясного изображения Николая Чудотворца – прослеживается в древнерусской иконописи со второй половины XV века. В XVI столетии он получил широкое распространение. Примечательно, что из атрибутов архиерейского сана в этом типе выделен только омофор, символизирующий пастырское служение епископа. Таким образом подчеркнуто почитание святителя прежде всего как «пастыря предоброго, спасающего словесное стадо от всяких бед».
Икона является образцом московской живописи эпохи знаменитого иконописца Дионисия. Черты лица святителя тонкие, изящные; главная интонация образа – молитвенно-созерцательная. Лик написан
плавью по светло-оливковому
санкирю светлым
охрением; светлый колорит построен на сочетании изысканных цветовых оттенков. Стиль мастера, написавшего икону, очень близок стилю самого Дионисия. Близкими аналогиями образу могут служить такие произведения Дионисия, как
«Святитель Алексий, митрополит Московский, с житием» (ок. 1481, Третьяковская галерея, инв.ДР-1100) и «Преподобный Димитрий Прилуцкий, с житием» (ок. 1503, ВГИАХМЗ).