Кирилл Уланов (упоминание 1684-1731)
Возложение тернового венца
Конец XVII - начало XVIII века
Размер - 56 x 51
Материал - дерево, левкас
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.22282
Поступило из Антирелигиозного музея искусств. 1935
Иконы происходят из страстного чина иконостаса. Высокий русский иконостас – преграда, отделяющая алтарь от основного пространства храма, – складывается на рубеже XIV–XV веков. Иконостас включает пять основных чинов: местный, с особо чтимыми в данной местности иконами, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий. В XVII веке появляется верхний дополнительный ряд икон с изображением событий Страстной недели.
Страстной чин из церкви Введения во храм в Барашах насчитывает десять икон. Уровень и манера их исполнения позволяют утверждать, что в работе принимало участие несколько мастеров.
В качестве иконографических образцов использованы гравюры Антона Вирикса и Петера де Йоде по рисункам Мартена де Воса из Библии Пискатора. На первый взгляд иконы кажутся их точными повторениями. Однако, сохраняя рисунок в целом, изографы то укрупняют и приближают к зрителю фигуры первого плана, то удаляют подробности «перенаселенных» композиций, вписывая их в овальное обрамление.
Переводя рисунок гравюр на живописный язык, художники прекрасно передают цветом фактуру изысканных тканей, металлический блеск воинских доспехов. При этом нередко используется иконописный прием: в то время как складки ткани повторяют изгибы тела, орнаментальный рисунок накладывается на них плоскостно, не подчиняясь формам драпировок и ракурсу.
Знание анатомии человеческого тела помогает мастерам объемно передать сложные повороты фигур. Это говорит о выучке изографов в школе Оружейной палаты и усвоении ими новой живописной манеры.
Страстной чин происходит из церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы что в Барашах. Первый каменный храм возведен на этом месте в 1647 году, а в 1688–1701 годах церковь была перестроена в нарышкинском стиле.