Согласно сведениям камер-фурьерского церемониального журнала, 28 июня 1796 года отмечался день торжественного вступления Екатерины II на российский престол. По случаю этого события императрица принимала поздравления. В числе присутствующих была великая княжна Александра Павловна, дочь императора Павла I и его супруги Марии Фёдоровны. Скорее всего, двенадцатилетняя Александра Павловна, зная любовь своей бабушки, царствующей императрицы Екатерины II, к антикам, приготовила для нее соответствующий подарок. Известно, что императрица Екатерина II активно приобретала произведения живописи и скульптуры. Однако именно резные камни были истинной страстью самодержицы, которая положила начало коллекционированию гемм в России. За время своего правления из простой любительницы гемм императрица превратилась в специалиста и знатока.
В 1796 году юная великая княжна выполнила барельеф «Минерва». Кропотливо нанося расплавленный, слегка подкрашенный в розовый цвет воск на черное стекло, она моделировала профильное изображение богини Минервы. Выбранная тема была неслучайна. Во второй половине XVIII века скульпторы и художники изображали Екатерину II в облике всесильной древнеримской богини мудрости и войны, покровительницы искусств. В работе над столь сложным рельефом, по-видимому, великой княжне помогали ее учитель рисования, известный художник Иван Акимов (с 1796 – директор Императорской Академии художеств) и ее мама, великая княгиня Мария Фёдоровна, которая прекрасно рисовала и вытачивала камеи.
Надпись на обороте произведения: «Соображена трудами Eя Императорского Высочества Великой Княжны Александры Павловны съ антики оригинальной 1796 года юня 28 го дня» позволяет предположить, что при работе она смотрела на одну из камей «Минерва в шлеме» из коллекции Екатерины II (сейчас в собрании Государственного Эрмитажа).