Воскресение – Сошествие во ад
XVI век
Размер - 54 x 45
Материал - дерево, левкас
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.24336
Поступило из Государственного Исторического музея. 1930
На Руси вплоть до конца XVI века тема Воскресения Христа изображалась только в виде Сошествия во ад. Иконография «Сошествие во ад», восходящая к византийскому искусству, сложилась на основе апокрифического Евангелия Никодима, а также текстов Псалтыри, Послания апостола Петра и святоотеческих сочинений. Согласно текстам Христос по воскресении сошел во ад и вывел оттуда прародителей Адама и Еву, ветхозаветных праведников – пророков и праотцев, грех которых Он искупил своею смертью на кресте.
Иконографической особенностью псковских икон «Воскресение – Сошествие во ад» является динамическое построение центральной группы – Христос в красных одеждах в стремительном движении выводит за руки из ада Адама и Еву. За коленопреклоненными Адамом и Евой – праотцы и пророки. Наверху – ангелы с мерилами. Внизу изображена адская пещера, отделенная от верхней части композиции стеной с зубцами и башнями. В темной бездне пещеры справа и слева – сцены пленения и побиения сатаны. В центре, под попранными вратами ада, – шествие воскресших праведников.