Надгробие, имеющее вид стелы с высеченным на ней профилем Бориса Пастернака, выполнено в светлом известняке и первоначально было установлено на могиле поэта в Переделкине. В настоящее время на кладбище находится копия, а оригинал передан в собрание Третьяковской галереи.
В жанре надгробного памятника Лебедева работала начиная с конца 1940-х годов. Ею были выполнены портреты для надгробий на Новодевичьем и Введенском кладбищах. В большинстве это были рельефные изображения усопших в профиль. Тип профильного портрета имеет мемориальный оттенок. Уже в древности он получил широкое распространение в геммах, монетах и памятных медалях.
Изображение на данном надгробии выполнено в виде контррельефа, как бы в негативе. Самым выпуклым частям формы соответствуют наибольшие углубления. В такой же технике в 1956 году скульптором создан портрет на надгробии И.Я. Маршака, брата С.Я. Маршака, на Новодевичьем кладбище. Контррельеф воспринимается как метафора следа, который оставил на земле ушедший человек. Возвышенный и светлый образ вдохновенного поэта, созданный Лебедевой, перекликается с ясными и гармоничными образами античности. Надгробие Пастернаку было фактически последней работой Сарры Лебедевой. Оно признано одним из лучших у скульптора и занимает выдающееся место среди надгробных памятников советского времени.
Борис Леонидович Пастернак (1890–1960) – писатель, поэт, переводчик. Сын художника Л.О. Пастернака. За роман «Доктор Живаго» в 1958 году был удостоен Нобелевской премии, от которой из-за давления советской общественности вынужден был отказаться. Среди наиболее известных переводов Пастернака – пьесы Шекспира и трагедия Гёте «Фауст».