Святой Николай, архиепископ города Миры в Ликии (IV в.), представлен в темной фелони, с белым омофором, с Евангелием в левой руке и поднятой перед грудью в жесте двуперстного благословения правой рукой.
Данный вариант изображения святого достаточно традиционный. Особые акценты в композиции сделаны на крупном лике с высоким лбом, благословляющей деснице, несколько выдвинутой вперед по отношению к Кодексу, и омофоре с большими крестами, символизирующими пастырское служение епископа. Эти детали подчеркивают почитание святителя как богомудрого пастыря, «спасающего словесное стадо от всяких бед». Близкими аналогиями ему являются иконы
«Святитель Николай Чудотворец, с житием» конца XIV – начала XV века,
«Святитель Николай Чудотворец, с житием» конца XIV – начала XV века.
Колорит иконы достаточно скупой. Однако насыщенный вишневый цвет фелони, золотистый ворот и поручи, украшенные драгоценными камнями и жемчужной обнизью, придают ему оттенок торжественности. Особой тонкостью исполнения отличается личное письмо.
Икона поступила в собрание Третьяковской галереи из известной московской церкви Успения на Апухтинке. До революции этот старообрядческий храм славился значительным собранием древних памятников.