Церковь походная. Створка: Святитель Василий Великий; Благовещение; Пророк Иеремия
Вторая половина XVI века
Размер - 70 x 18,5
Материал - дерево
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.12781
Поступило из Государственного Исторического музея. 1930
Композиция «Церковь походная» состоит из одиннадцати икон, объединенных общей рамой, и является переносным (путевым) иконостасом, включающим три основных ряда: деисусный, праздничный и пророческий. Подобного рода переносные иконостасы использовались на Руси для церковных служб в походных условиях. Позднейшая надпись на обороте одной из икон сообщает, что эта «Церковь походная» принадлежала архиепископу Ионе Вологодскому (Иона Думин, с 1589 по 1603 архиепископ Вологодский и Великопермский), что служит основой для предполагаемой датировки и определения места создания иконостаса.
Согласно традиционным толкованиям, последовательность изображений в иконостасе раскрывала историю откровения Бога в мир и, одновременно с этим, являла собой вневременной, совокупный образ Церкви Христовой. Так, в символической структуре высокого иконостаса пророческий чин изображал ветхозаветную церковь – от Моисея до Христа. Образы пророков, получивших откровение о грядущем Воплощении и спасительном служении Христа, соединялись здесь, как правило, с иконой Богоматери с Младенцем, напоминавшей о Боговоплощении, то есть об исполнении пророчеств и свершении божественного обетования.
Цикл новозаветных сюжетов, составлявших праздничный ряд иконостаса, раскрывал следующую стадию откровения Бога в мир: воплощение Сына Божия и историю Его спасительного служения. Наконец, главным содержанием деисусного ряда была тема второго пришествия, Страшного суда и грядущего спасения человеческого рода. В центре здесь представлен Господь Вседержитель, восставший на Суд, а по сторонам от Него – Богоматерь, Иоанн Креститель, ангелы и святые, возносящие заступническую молитву за род человеческий. Вместе с тем «Деисус» мог восприниматься и вне эсхатологического контекста – как образ торжествующей Церкви Небесной, предстоящей Вседержителю и Небесному Царю. В этой связи особое значение имел центральный образ деисусного ряда – «Спас в силах», соединивший в себе таинственные пророческие видения о предвечном величии и славе Божией с темой второго пришествия Судьи и Вседержителя.