Два
Патрон шедевра
Гаршин Кирилл
Два
2015
Размер - 110 x 100
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - НТ Ж-643
Дар В.А. Смирнова. 2020
Кирилл Гаршин родился в Воронеже, где в 2010 году окончил художественное училище. В качестве медиума для своих высказываний художник выбрал живопись. Первая масштабная серия Гаршина «Пределы адекватности» (2011), выполненная акрилом на мелованном картоне, была показана в воронежской галерее Х.Л.А.М., сыгравшей важную роль в поддержке и развитии местной арт-сцены.
В творчестве Гаршина середины 2010-х годов можно найти отсылки, с одной стороны, к советскому гиперреализму и творчеству Герхарда Рихтера 1960-х годов. С другой стороны, его сюжетная риторика, обращенная к локальному или социо-историческому контексту, погружает зрителя в пространство своеобразного магического реализма (или «тревожного реализма», как называет его сам автор), где главными темами становятся память и исследование повседневности.
Серия «Polaroid 3000» впервые была показана в Pechersky Gallery на Винзаводе в Москве в 2015 году, и стала продолжением предыдущего ностальгического проекта «Праздные дни», в котором художник работает со старыми фотографиями из семейного архива, сделанными на фотокамеру «Полароид». В фокусе внимания подборка кадров, изображающая застолья и праздничные события одной семьи разных лет. Расфокусировка композиции и деперсонализация героев превращает автобиографические детские воспоминания художника в универсальное переживание, связанное с коллективным переосмыслением опыта 1990-х годов.
В основу картин из серии «Polaroid 3000» легла другая автобиографическая история, когда Кирилл вместе с друзьями-художниками отправились в Ростов-на-Дону делать выставку с поэтическим названием «Последний день на Воронежском море». Различные случайные моменты из той поездки – посиделки на кухне, прогулки в парках, монтаж выставки, кутеж на вернисаже – были запечатлены через объектив старенького «Полароида». Позже серия была продолжена другими памятными моментами, также сохранившимися в виде фотокарточек.
На картине «Два» изображены сам Кирилл Гаршин вместе с художником Сергеем Сапожниковым на фоне фотографических работ последнего, созданных во второй половине нулевых. Гаршин нарочито локализует и приглушает тона, упрощает и обобщает форму, делает силуэты людей слегка размытыми. Таким образом, художник преднамеренно дистанцируется и отстраняется от изображаемых событий, подчеркивая хрупкость человеческих воспоминаний и коллективной памяти.