Святитель Алексий, митрополит Московский
Середина XVII века
Размер - 36 x 31
Материал - дерево, левкас
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.14531
Поступило из Государственного Исторического музея. 1930
Митрополит Московский Алексий, в миру Елевферий Бяконт (между 1291–1305 – 1378), долгое время был фактическим правителем Московского княжества при малолетнем князе Дмитрии Донском. Почитается в лике святителей наряду с митрополитом Петром как чудотворец и покровитель Москвы.
Фигура митрополита представлена в среднике иконы. Правой рукой Алексий благословляет, в левой, на плате, держит драгоценное Евангелие с красным обрезом. Московский святитель облачен в красный саккос, украшенный золотым орнаментом из крестов. Белый омофор, обязательная принадлежность облачения епископа, лежит на его плечах и спускается вниз в виде широкой ленты с крестами. Голову святителя венчает белоснежный клобук – головной убор русских митрополитов. Алексий стоит на полукруглом возвышении, по сторонам которого написаны два изящных золотых, орнаментально трактованных деревца.
С точки зрения иконографии изображение русского митрополита соответствует иконографическому типу, разработанному в мастерской Дионисия на рубеже XV–VI веков. Однако, в соответствии с эстетикой XVII века, все детали на иконе насыщены драгоценной орнаментикой. Средник, заключающий в себе фигуру Алексия, обведен красной рамкой с золотым растительным орнаментом. Следующую за ней широкую раму составляют двенадцать клейм, повествующих о житии митрополита.
Состав клейм (читаются слева направо и сверху вниз):
Рождение Елевферия. 2. Крещение младенца Елевферия. 3. Обучение отрока грамоте. 4. Ангел будит отрока и нарекает ему имя Алексей. 5. Пострижение в монахи. 6. Поставление в митрополиты. 7. Исцеление ханши Тайдулы в Орде. 8. Основание Чудова монастыря. 9. Беседа с преподобным Сергием Радонежским. 10. Алексий совершает богослужение перед смертью. 11. Алексий благословляет Дмитрия Донского. 12. Погребение митрополита Алексия.
Все здания, церкви и палаты в клеймах представлены «со снятой передней стеной» – условный прием, характерный для живописи середины XVII столетия, позволяющий показать действие, происходящее внутри. На широком верхнем поле иконы в особом клейме по центру изображена Святая Троица под дубом Мамврийским. Появление этой композиции позволяет предположить, что икона была написана в Троице-Сергиевом монастыре.
Надписи, называющие образ и поясняющие клейма, выполнены золотом тонкой вязью и расположены на широких полях иконы. Письмо тонкое, миниатюрное.