Портрет царя Михаила Федоровича
Патрон шедевра
Ведекинд Иоганн Генрих (1674-1736)
Портрет царя Михаила Федоровича
1728
Размер - 206 x 108,3
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.20737
Поступило из Музея декоративных искусств. 1924
Парадный портрет работы Иоганна Ведекинда – копия с прижизненного изображения Михаила Фёдоровича, первого царя из рода Романовых. Оригинал был выполнен в 1636–1638 годах и находился в доме Черноголовых (в настоящее время – в домике Петра I в Кадриорге, Эстония). Братству Черноголовых в Ревеле портрет был подарен в 1639 году Лоренцем фон Акеном и Эвертом Каалом. Возможно, художник, исполнивший его, входил в состав посольства Адама Олеария. Оригинал Ведекинд хорошо знал, так как с 1700 года был гражданином Ревеля (Таллина) после женитьбы на дочери ревельского аптекаря. Если сравнивать изображение из Таллина и копию Ведекинда, следует отметить, что автор оригинала создал портрет более светского содержания, в то время как Ведекинд в этом произведении скорее ориентируется на русскую традицию парсуны – переходной формы от древнерусской иконы к портрету Нового времени.
Копия близка к парсуне по общему художественному впечатлению и яркой красочности колорита. Сближает портрет с древнерусской традицией плоскостно написанное долично́е, особенно складки скатерти на столе и сапоги. Художник избегает светотеневых переходов на лице, нивелируя его объемность. В рамках иконописной традиции сложилось отношение к телу как к чему-то греховному, недостойному изображения, противоположному духовному началу. Изображая царя отрешенным от зримого физического мира, Ведекинд подчеркивает божественное происхождение царской власти, создавая образ, по своему величию бесконечно далекий от зрителя и приближенный к святому лику.
Немецкий живописец И.Г. Ведекинд мало известен широкому кругу зрителей. При жизни он был, напротив, очень популярен. Свой творческий путь художник начал в Любеке в 1698 году, затем работал в Гётеборге, Нарве, Риге и Ревеле. Яркие, сочные, многоцветные краски его портретов нравились современникам. Ведекинд писал как оригинальные портреты, так и многочисленные копии изображений членов императорской семьи и знатных особ.