Рама
Патрон шедевра
Рама
Вторая половина XIX века
Размер - 151 x 66 x 20,5
Материал - дерево, левкас
Техника - резьба, золочение матовое и блестящее, бронзирование
Инвентарный номер - Р ХУД-106
Образ «Всем скорбящим помощница» работы Александра Егоровича Бейдемана и его киот, предположительно, происходят из храма Воздвижения Креста Господня при Ливадийском дворце, где художник в 1864–1866 годах работал над росписью и созданием икон. Архитектором церкви, а также автором проекта ее внутреннего убранства был И.А. Монигетти (1819–1878). Киот иконы из собрания Третьяковской галереи создан по рисунку И.А. Монигетти и перекликается с архитектурными элементами церкви Воздвижения Креста.
В 1860 году Александр II купил усадьбу графа Л.С. Потоцкого в Крыму и построил здесь дворцовый комплекс для больной чахоткой жены, императрицы Марии Фёдоровны. С начала 1860-х годов Ливадийский дворец стал летней резиденцией русских царей. В 1863 на его территории была построена церковь Воздвижения Креста. Три императора молились в ней: Александр II, Александр III и Николай II. Здесь же происходило отпевание Александра III, принятие Николаем II присяги и крещение Александры Фёдоровны.
В Центральном государственном архиве кинофотодокументов Санкт-Петербурга сохранилась фотография алтарной части храма 1885 года, где подобный киот хорошо различим. Но в отличие от хранящегося в Третьяковской галерее, он выполнен из мрамора. Очевидно, П.М. Третьяков приобрел авторскую копию находящейся в храме Воздвижения Креста Господня иконы в киоте. Скорее всего, киот первоначально был вырезан именно из дерева, а затем по той же модели исполнен уже мраморный киот, который и виден на архивной фотографии 1885 года.
Образ «Всем скорбящим помощница» относится к иконографии «Всех скорбящих радость». Иконы такого типа могли содержать картуши с текстами кондаков (молитв, хвалебных песнопений) иконе Богородицы. Кондак 1 Акафиста пресвятой Богородице был написан в честь избавления Константинополя в 626 году от нашествия варваров. В церковнославянском переводе он звучит так: «Взбра́нной Воево́дъ побъди́тельная, я́ко изба́вльшеся от злыхъ, благода́рственная воспису́емъ Ти раби́ Твои, Богоро́дице, но яко иму́щая держа́ву непобъди́мую, от вся́кихъ насъ бъдъ свободи́, да зове́мъ Ти: Ра́дуйся, Невъсто Неневъстная!». Текст почти полностью совпадает со словами молитвы, вырезанной на киоте иконы А.Е. Бейдемана. (На самой же иконе содержится текст из другого богородичного кондака.)
Над текстом кондака на киоте располагаются слова Песни Пресвятой Богородице: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших» (утреннее молитвенное правило). Поскольку существует несколько вариантов перевода молитв с языка оригинала на русский язык, можно предположить, что киот украшает вариант гимнографии, которая звучала именно на службах во дворцовом храме в Ливадии.