Празднество свадебного договора
Патрон шедевра
Шибанов Михаил (? - не ранее 1789)
Празднество свадебного договора
1777
Размер - 200,6 x 247,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.4051
Приобретено у Н.С. Гаврилова. 1917
Михаил Шибанов первым из русских художников обратился к народным образам и темам из крестьянской жизни. Судя по надписи на обороте полотна, художник знал уклад жизни и обряды суздальских крестьян. О сущности празднества мы узнаем из старинных описаний: «Сговор состоит в обменивании колец и в небольших подарках. Жених приезжает смотреть невесту. Сговор сей бывает свят и нерушим». Именно этот торжественный момент и показан на картине.
У покрытого белой скатертью стола, на котором расставлено угощение, стоят, взявшись за руки, жених и невеста в праздничных одеждах. На женихе голубоватый кафтан, зеленоватое полукафтанье и розовая, вышитая по краю рубаха. Особенно нарядно одета невеста. На ней застегнутая доверху полотняная рубашка и парчовый белый сарафан, вышитый цветами. Поверх него надета золотистая с красным шитьем душегрея – короткая распашная жилетка. Шея украшена речным жемчугом, на груди ожерелье, в ушах серьги. На голове расшитая золотом повязка – девичий убор, и фата из клетчатой ткани («коноватки»). Гости и родственники также празднично одеты: женщины в сарафанах и кокошниках, мужчины в длинных суконных зипунах. Шибанов пишет костюмы с этнографической точностью. Это придает особую достоверность происходящему.
Художник использует приемы классического построения картины. Действие развертывается в неглубоком пространстве с ясно обозначенным центром и строгой соразмерностью всех частей. Шибанов достигает убедительной конкретности в трактовке образов, естественности всей сцены. Цветовая гамма отличается сдержанностью и благородством. Она строится на сочетании теплых оттенков красного и коричневого, при наличии и более холодных изысканных тонов. Подчеркнутое внимание к внешней, обстановочной стороне сцены не отвлекло Шибанова от главной художественной задачи – создания правдивых и жизненных образов. Художник любуется своими героями, раскрывая в них типические черты русского характера.
Картина происходит из собрания Ф.П. Макеровского, незаконнорожденного сына П.М. Нестерова. Нестеров владел селом Татаровым, где была написана картина. Он приходился братом А.М. Нестеровой, супруги адмирала А.Г. Спиридова, членов семьи которого также портретировал художник.
Из подобных жанровых сцен из народной жизни известна картина Шибанова «Крестьянский обед» (1774).