Иконография Рождества Христова основана на текстах Евангелий (Мф. 1, 18-25; 2, 1-12. Лк. 2, 1-20), апокрифических сочинений. Суздальская икона восходит к иконографической схеме со скачущими волхвами, которая утвердилась в византийском искусстве в эпоху Палеологов и стала наиболее точным изобразительным эквивалентом кондака службы на Рождество: «Дева днесь Пресущественного рождает и земля вертеп Неприступному приносит; ангелы с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог».
Композиция панорамного характера, показывающая и Богоматерь с Младенцем в пещере, и сомневающегося Иосифа, и повивальную бабку Саломею, омывающую Новорожденного, и скачущих волхвов, ведомых ангелом, и ангела, благовествующего пастуху, призвана передать вселенское значение произошедшего в Вифлееме события. Многие элементы композиции еще в древности получили символическое истолкование. Так, вол, и осел, заглядывающие в ясли, символизируют евреев и язычников согласно пророчеству Исайи: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1: 3). Тех и других равно приемлет божественный Младенец. Трубящий в рог юный пастух олицетворяет ликующее человечество: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, и в человеках благоволение» (Лк. 2: 14). Изображение старца, беседующего с Иосифом, интерпретируется как Дух сомнения.
Икона написана на нежно-голубом фоне, что не часто встречается в русской иконописи, и отличается изяществом линий, гармонией колорита и тонкостью письма. В самом ее строе заключено чувство радости и обновления, которое несет миру Рождество Христово.