Положение во гроб
Патрон шедевра
Положение во гроб
Первая половина XVI века
Размер - 86 x 65
Материал - дерево, левкас
Техника - темпера
Инвентарный номер - ДР-27
Поступило из Ярославского музея. 1937
Иконография «Положения во гроб» сложилась на основе текстов Евангелия (Мф. 27:60-61; Мк. 15:46-47; Лк. 23:53-55; Ин. 19:41-42), апокрифического Евангелия от Никодима, а также служб Великой Пятницы и Великой Субботы.
На иконе представлен тот момент, когда снятое с Креста тело Спасителя было положено во гроб. Над Христом склонилась Богоматерь, за ней стоят праведные жены, одна из которых – Мария Магдалина – в отчаянии воздевает руки. В скорбном преклонении представлен любимый ученик Христа Иоанн Богослов. У ног Учителя – его «тайный» ученик Иосиф родом из Аримафеи. Именно он «испросил» у Пилата тело Христа. За Иосифом – автор апокрифического Евангелия Никодим, воспетый вместе с Иосифом в каноне Великой Пятницы (8-я песнь).
Композиция иконы отражает образы канона Симеона Логофета «О распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы» Этот канон поется на службе Великой Пятницы с чином погребения, когда на середину храма выносится Плащаница для поклонения и целования.
Фигуры, изображенные склоненными над гробом Христа, напоминают присутствующих на службе верующих, поклоняющихся Плащанице. Трагический образ Богоматери основан на словах канона: «Приемши Его [Христа] с плачем, положи на колену, молящи Его со слезами...»
Икона происходит из Борисоглебского монастыря близ Ростова Великого, основанного в 1363 году. После 1522 года на средства Великого князя московского Василия III здесь было развернуто каменное строительство. По-видимому, икона была частью праздничного ряда иконостаса, созданного для одного из построенных в это время монастырских храмов.