Святой князь Глеб, из Деисусного чина
Середина XV века
Размер - 97 x 48
Материал - дерево
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.12023
Поступило из Музея иконописи и живописи им. И.С. Остроухова. 1929
Князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) – первые русские святые, почитаемые Православной церковью, младшие сыновья великого князя Киевского Владимира, крестившего Русь в 988 году. Вскоре после смерти отца в 1015 году они были вероломно убиты сводным братом Святополком, устранявшим соперников в борьбе за киевский княжеский престол. Мученики-страстотерпцы Борис и Глеб канонизированы в 1037 году. В их почитании отразились идеи единства Руси и осуждение междоусобной борьбы. Культ братьев-князей имел широкое распространение, о чем свидетельствуют многочисленные иконы с их изображениями и воздвигнутые в их честь церкви и монастыри по всей Руси. Самые ранние дошедшие до нас изображения святых Бориса и Глеба относятся к XII веку.
Фигуры князей даны в трехчетвертном повороте, святой Борис обращен вправо, святой Глеб – влево. Подобное положение фигур объясняется происхождением икон из деисусного чина иконостаса. В XV веке, создавая иконостас, мастера расширяли число предстоящих в деисусном чине. Заметную роль в деисусных композициях стали играть изображения, связанные с прославлением Русской церкви.
Особого внимания заслуживает одежда князей, «скроенная по моде» того времени: княжеские кафтаны и шубы обильно украшены орнаментом, с длинными рукавами (длинные рукава были атрибутом боярского достоинства) и рядом застежек.