Проселок
Патрон шедевра
Саврасов Алексей (1830-1897)
Проселок
1873
Размер - 71,5 x 58
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.829
Дар И.М. Прянишникова в 1893
Автор знаменитой картины «Грачи прилетели» вошел в историю русского искусства благодаря исключительной популярности упомянутого полотна, в то время как созданная им галерея пейзажей много шире и включает не менее трогающие душу произведения. Полотно «Проселок» исполнено спустя два года после написания «Грачей», но в нем художник еще более углубляет свое понимание задач русской пейзажной живописи. Безусловно, сама манера исполнения работы отсылает к виденным во время путешествия по Франции в 1860-е годы картинам мастеров «барбизонской школы»: Камиля Коро, Шарля Добиньи. В пейзаже Саврасова также возникает не скованная ничем свобода письма и энергия фактурной живописной пластики, словно предшествуя импрессионистическим приемам в изложении русского художника.
«Проселок» изображает небольшой отрезок дороги с раскисшей от влаги землей на обочинах. Саврасов вдохновенно, с большим чувством цвета пишет грязь – сюжет неприглядный. Но сколько поэзии в этих красно-коричневых, перламутрово-серых переливах краски, облагороженных островком изумрудной зелени травы, едва проступающей сквозь безбрежное пространство дороги. Дорога, путь всегда были символом пути человеческой жизни, судьбы. Неслучайно пространству земного художник оставляет лишь треть холста, подчиняя дольное, бренное господству Неба, олицетворяющего Бога. Для христианского миропонимания это крайне важно. Высокое голубое небо с пышными, жемчужного цвета облаками, обрамленными предзакатным сиянием солнца, – Торжество и Красота Духа, Господь, Вера. Даже в самом малом, порой безобразном, есть луч, согревающий своим теплом и поддержкой. Каким бы ни был человек, его мирское существование, в его душе всегда есть место Свету.
Картина «Проселок» Саврасова, ее глубочайший христианский смысл незаслуженно обделены любовью и признанием, а живописно-пластическое решение работы позволяет отнести ее к одним из величайших шедевров русской кисти.