Осмоловский Анатолий (род. 1969)
После постмодернизма можно только кричать
1992
Размер - 70 x 60 x 5
Материал - волосы, жевательная резинка, картон, оргалит, пластик, фотобумага
Техника - бронзовая краска, цветная фотопечать
Инвентарный номер - НТ О-419
Дар РОО "Общество коллекционеров современного искусства". 2006
Анатолий Осмоловский, один из главных героев московского акционизма, стал известен в начале 1990-х годов прежде всего как автор и организатор радикальных перформансов. «После постмодернизма можно только кричать» – первый проект Осмоловского, перформативная часть которого осталась «за кадром». В основе инсталляции – фотографии, запечатлевшие «крики» художников. К участию в фотосъемке были приглашены представители художественной сцены разных поколений: Дмитрий Пригов, Константин Звездочетов, Андрей Филиппов, Юрий Альберт, Сергей Мироненко, Юрий Лейдерман, Илья Китуп, Олег Кулик, Вадим Фишкин, Дмитрий Гутов, Авдей Тер-Оганьян. Портреты участников были оформлены в черные паспарту, «надевающие» на лица своеобразную рамку, размер которой определяла сила крика. Так, фотография отказавшегося кричать Олега Кулика была полностью закрыта черной бумагой. Инсталляцию дополняла аудиозапись с голосами участников.
Осмоловский назвал свою работу «саркастической пародией на кураторский проект», когда «вместо работ художников «куратор» выставлял их крики». Сарказм был усилен золочеными псевдобарочными рамами, отлитыми из пластика, способного «притвориться» чем угодно. Автор разоблачает это притворство, прикрепляя к поверхности рамы комочки жевательной резинки с влипшими волосами, доводя игру высокое-низкое до тошнотворного абсурда, где акт вандализма становится частью произведения, а предметом иронии становится сам процесс музеефикации современного искусства.
Инсталляция Осмоловского явилась своего рода продолжением знаменитого проекта художника «Леопарды врываются в храм», осуществленного в том же году в галерее «Риджина». Обе работы представляли разные версии критики постмодернизма, как явления эклектичного и стилизаторского, осваивающего в игровой форме художественные открытия прошлого. В «Риджине» Осмоловский выбирает в качестве инструмента разоблачения постмодернистских практик формат пародии на гламурное шоу, превратив пространство галереи в вольер, в котором разгуливали настоящие хищники. На стенах висели фотопортреты Маринетти, Бретона и Маяковского, олицетворявших главные авангардные движения начала ХХ века. В инсталляции «После постмодернизма можно только кричать» Осмоловский применяет тактику прямого действия, напоминающего о знаменитом «освистании» русскими футуристами «буржуазного» Маринетти. За этим протестом против постмодернизма можно увидеть и противостояние московского акционизма хаосу и растерянности постсоветского общества.