Фрагмент фрески с изображением расслабленного является частью композиции «Исцеление расслабленного» и происходит из несохранившегося до наших дней собора Архангела Михаила Чудова монастыря в Московском Кремле, роспись которого была выполнена в 1630-е годы.
Исцеленный Христом расслабленный изображен на фоне палат с воздетыми вверх руками, в изумлении смотрящим на Христа. Он облачен в белую рубаху с короткими рукавами, а на спине несет свою постель, на которой пролежал без движения тридцать восемь лет.
(В собрании галереи есть фрагмент фрески с изображением Христа).
Сюжет исцеления расслабленного у Овчей купели в Иерусалиме описан у евангелиста Иоанна. Согласно евангельскому повествованию в Иерусалиме у Овчих ворот была купель, называемая Вифезда, что переводится как «дом милосердия». У купели всегда собиралось множество больных людей, желающих исцелиться. Иногда ангел нисходил в воду купели, и больной человек, первым вошедший в источник после ангела, получал полное выздоровление от болезней. Здесь, увидев лежащего расслабленного, Христос исцелил его, приказав встать, взять свой одр (легкую кровать из досок) и идти.
Иконография сюжета сложилась в раннехристианский период и практически не изменялась на протяжении веков. Изображение расслабленного на фрагменте фрески из Чудова монастыря – с привязанной к плечам постелью – традиционно. Необычна лишь поза со вскинутыми вверх руками и слегка запрокинутой в развороте головой, придающая всему образу особую экспрессию.
Чудов монастырь в Кремле был основан в 1365 году Алексием, митрополитом Московским, на территории Ордынского посольского двора, подаренной ему ханом Джанибеком за чудесное исцеление от слепоты его жены Тайдулы. Монастырский собор получил посвящение в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех, так как, по преданию, исцеление ханши произошло в день памяти этого события. Сюда в 1431 году были перенесены мощи его основателя митрополита Алексия. На протяжении столетий Чудов монастырь был крупным духовным, культурным и просветительским центром, занимая особое место в жизни царской семьи.
При советской власти монастырь пополнил список уничтоженных памятников. Несмотря на усилия ведущих специалистов и реставраторов, предпринятых для спасения культурного объекта, собор был взорван в ночь на 17 декабря 1929 года. Незадолго до взрыва реставраторам Центральных государственных реставрационных мастерских П.И. Юкину, Г.О. Чирикову и В.О. Кирикову удалось демонтировать со стен собора несколько фрагментов с уникальной росписью 1630-х годов. Позже фрагменты были распределены между собраниями Третьяковской галереи, Исторического музея, Центрального музея древнерусского искусства и культуры имени Андрея Рублёва и Русским музеем.