Иконография Страшного Суда и тематически связанного с ним сюжета «Второго Пришествия» сложилась на основе нескольких литературных источников, среди них – тексты Евангелия, послания апостола Павла, Откровение Иоанна Богослова, описание видения пророка Даниила в Ветхом Завете, апокрифические сказания, Житие Василия Нового, Гомилии преподобного Ефрема Сирина «на Второе Пришествие». Обилие источников предопределило многосоставность и сложность композиции Страшного Суда, что можно видеть на примере большого образа из собрания А.В. Морозова.
Композиция иконы разделена на четыре регистра. В центре верхнего – Господь Саваоф, окруженный небесными сферами с ангельскими чинами; во внешней сфере – апостол Павел, держащий свиток. «Одесную» Саваофа – Небесный Иерусалим с праведниками в белых одеждах. Справа вверху представлено «Второе Пришествие Господне»: Христос, облаченный в золотые хитон и гиматий, снисходит «во славе судить живых и мертвых», над Ним – ангелы, сворачивающие, словно свиток, небо. Здесь же изображено низвержение с неба падших ангелов, а левее – поклонение ангелов Голгофскому Кресту и орудиям Страстей.
Во втором регистре представлена сцена Страшного Суда, композиционным и смысловым центром которой является образ Христа с предстоящими Ему в молитве Богоматерью и Иоанном Предтечей и припадающими к Его стопам Адамом и Евой. По сторонам – двенадцать апостолов, восседающих на судейских трибунах, и ангельские сонмы за ними.
Регистром ниже – Этимасия (Престол Уготованный) с Крестом, орудиями Страстей, Евангелием и сосудом с кровью Христовой. К престолу подходят две процессии: справа к Этимасии шествуют пророки, цари, мученики, святители, преподобные мужи и святые жены, слева – иудеи и другие народы, которым пророк Моисей указывает на Христа.
В нижней части композиции представлен сам Суд – взвешивание грехов на весах в божественной деснице и воздаяние – награда праведным и участь грешников. Справа от зрителя – пророческое видение всеобщего воскресения с трубящими ангелами и с персонификациями моря и земли, отдающими «своих мертвецов». В правом углу изображен ад, в центре которого сатана с Иудой на коленях, ниже – различные мучения грешников. В левой (от зрителя) части иконы – райский сад, в котором пребывает Богоматерь и благоразумный разбойник, Авраам с праведной душой на лоне, Исаак и Иаков. Вход в небесные обители охраняет огненный серафим, встречающий процессию праведников во главе с апостолом Петром. Здесь же монахи – земные ангелы, которые возносятся в рай, минуя все преграды. Персонаж, привязанный к столбу и не нашедший себе места ни в раю, ни в аду, – «милостивый блудник». Из огненной геенны к стопе Адама поднимается змей, олицетворяющий собой ветхозаветное проклятие, прозвучавшее после грехопадения: «и вражду положу... между семенем твоим и семенем ее [жены]; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». На тело змея нанизаны кольца «мытарств» – испытаний, через которые проходит судимая душа.