Аллегория на Чесменскую победу
Патрон шедевра
Роде Теодор де (1740(?)-1793)
Аллегория на Чесменскую победу
1771
Размер - 50,3 x 66,5
Материал - пергамент на холсте
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.26775
Поступило из Государственного Исторического музея. 1930
Автор работы – проживший всю жизнь в Голландии и никогда не бывавший в России художник Теодор де Роде. Сюжетом его картины, тем не менее, стало прославление в аллегорической форме события из современной ему русской политической и военной истории. Видимо, исходным материалом для произведения послужили гравюры, широко распространившиеся в те времена в странах Европы.
Сохранился архивный материал, где дано описание изображенной аллегории: «Море, вдали виден российский флот, впереди императрица Екатерина II в колеснице, ведомой морскими лошадьми, управляемыми Нептуном, по правой стороне колесницы – Минерва, а по левой – гений держит на цепи скованных турок и кладет на голову императрице лавровый венец. Слава в воздухе с трубой и лаврами».
Событие, по поводу которого была создана эта картина, – одно из самых знаменитых морских сражений времен русско-турецкой войны 1768–1774 годов. Оно состоялось в 1770 году в Чесменской бухте в Хиосском проливе Эгейского моря. Русским флотом командовал граф Алексей Орлов, хотя фактически всей военно-морской операцией руководил адмирал Г.А. Спиридов. Результатом этой победы стало полное господство России в Эгейском море.
Картина решена в виде классического аллегорического декоративного полотна в стиле барокко. Асимметричная композиция объединяет бушующее море, корабли с надутыми ветром парусами, летящие по небу облака и аллегорических и мифологических персонажей. К ним относятся множество задрапированных и полуобнаженных фигур античных богов, женщин и младенцев, составляющих свиту Екатерины. Картина пронизана бурным, хаотичным, разнонаправленным движением, которое усиливается развевающимися драпировками, подчеркнутой игрой мелькающих контрастов света и тени, резкими перспективными сокращениями и ракурсами.
Традиция такого рода картин существовала в европейском искусстве со времен эпохи Ренессанса. Подобные произведения широко использовались для украшения пышных парадных дворцовых интерьеров.
Картина происходит из Мраморного дворца, принадлежавшего брату Алексея Орлова-Чесменского – Григорию Орлову.