Святая Троица (Гостеприимство Авраама), с Бытием
Патрон шедевра
Святая Троица (Гостеприимство Авраама), с Бытием
Середина XVI века
Размер - 136,5 x 110
Материал - дерево, левкас
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.14470
Поступило из Государственного Исторического музея. 1930
Учение о Троице – первый христианский догмат, принятый после официального установления христианства и включенный в определения I и II Вселенских соборов (IV век). Иконографический вариант «Гостеприимство Авраама» (явление Аврааму трех ангелов) восходит к тексту Книги Бытия (гл. 18) и известен в христианском искусстве начиная с самого раннего времени.
На Руси иконография «Гостеприимство Авраама» особенно характерна для XIV века. После написания Андреем Рублёвым иконы «Святая Троица» (без изображения Авраама и Сарры и заклания тельца), которая, по общему мнению, наиболее полно и совершенно воплощает догматическую идею о Божестве в трех лицах, к середине XV века широко распространился рублёвский вариант иконографии. Наряду с рублёвским типом «Троицы», в новгородских, псковских землях, на Русском Севере и в некоторых центрах Средней Руси продолжали следовать более ранней иконографии «Гостеприимства Авраама», восходящей, возможно, к древним местным иконам. С середины XVI века, с эпохи московского митрополита Макария, чьи усилия в области иконописания были направлены на формирование общерусского иконографического свода, дорублёвский вариант «Троицы» вновь получает распространение, появляясь и в московской живописи.
В среднике данной иконы изображение «Троицы» восходит к греческим образцам, в которых Авраам и Сарра изображаются стоящими между восседающими за трапезой ангелами.
Со второй половины XVI века появляются изображения «Троицы», окруженные клеймами «Бытия» или «Хождения» (история Авраама и Лота). К этой группе принадлежит и настоящая икона.
Сюжеты клейм слева направо сверху вниз: 1. Авраам перед трапезой, приготовленной для ангелов (Троицы); 2. Моление Авраама Саваофу; 3. Авраам и Сарра предстоят Саваофу; 4. Авраам встречает ангелов; 5. Авраам поклоняется ангелам; 6. Авраам выбирает тельца для угощения; 7. Авраам и Сарра угощают ангелов; 8. Авраам провожает ангелов; 9. Господь (средний ангел) велит Аврааму проводить двух ангелов к Лоту; 10. Два ангела перед Лотом; 11. Лот поклоняется ангелам; 12. Ангелы уводят Лота и его семейство из Содома; 13. Саваоф изливает огонь на неправедный город; Лот и дочери удаляются; обернувшаяся жена Лота обращается в соляной столб; 14. Рождение Исаака, предсказанное ангелами; 15. Авраам, повинуясь воле Саваофа, ведет отрока Исаака к месту жертвоприношения; 16. Оставив рабов и коня, Авраам и несущий дрова Исаак поднимаются в гору; 17. Ангел останавливает Авраама, занесшего нож над лежащим на жертвеннике Исааком; 18. Авраам приносит в жертву агнца.
Икона прошла «антикварную» реставрацию в собрании владельца: живописная поверхность с поздними прописями, в основном на контурах изображений.