Икона имеет точную дату благодаря сохранившимся сведениям о происхождении. Церковь святителя Алексия в Рогожской слободе была выстроена в 1748–1751 годах, иконостас центрального придела был установлен в 1751 году и представлял собой яркий образец елизаветинского барокко. Иконография иконы, ориентированная на западноевропейские гравюры, была известна уже в творчестве мастеров Оружейной палаты последней трети XVII века. Новая иконография Рождества вобрала в себя элементы двух гравюр, собственно Рождества и Поклонения волхвов.
Рождество Христово изображено в вертепе, на фоне развалин дворца царя Давида. Мастер иконы из церкви митрополита Алексия избрал один из самых лаконичных вариантов иконографии, минимизировав количество персонажей.
Образ Рождества Христова и его рама представляют собой целостный художественный ансамбль, состоящий из двух равноправных частей. Иконный щит сложной формы – это овал с волнистым контуром и выпуклой поверхностью, состоящий из двух досок. Рама состоит из нескольких досок. Декор барочного картуша составляют крупные завитки листьев, розаны. Подобные мотивы весьма типичны и часто встречаются среди произведений этого времени. Высокий рельеф рамы и крупные декоративные элементы прекрасно сочетаются с выпуклой поверхностью иконы, выделяя центр изображения. Но декоративные элементы конструкции рамы выполнены несколько грубовато, есть недоработанные элементы; например, находящееся в верхней части одиночное крыло, по всей видимости, должно принадлежать херувиму, фигура которого отсутствует. Вероятно, высококлассный образец, на который ориентировались создатели иконы и рамы, был ими значительно упрощен или же сам образец изначально имел дефекты композиции.