Христос. Фрагмент композиции «Исцеление расслабленного»
Патрон шедевра
Христос. Фрагмент композиции «Исцеление расслабленного»
1630-е
Размер - 67 x 46,5
Материал - известково-песчаная штукатурка
Техника - фреско-темперная живопись
Инвентарный номер - Инв.12891
Поступило из Центральных государственных реставрационных мастерских. 1930
Фрагмент фрески с поясным изображением Христа является частью композиции «Исцеление расслабленного» и происходит из несохранившегося до наших дней собора Чуда Архангела Михаила в Хонех Чудова монастыря в Московском Кремле, роспись которого была выполнена в 1630-е годы. Изображенный на фоне палат Христос облачен в красный хитон и синий гиматий. В левой руке, поднятой к груди, Он держит закрытый свиток, правую руку простирает вперед в сторону расслабленного (сохранился на другом фрагменте).
Сюжет исцеления расслабленного у Овчей купели в Иерусалиме описан у евангелиста Иоанна. Согласно евангельскому повествованию в Иерусалиме у Овчих ворот была купель, называемая Вифезда, что переводится как «дом милосердия». У купели всегда собиралось множество больных людей, желающих исцелиться. Иногда ангел нисходил в купель, и больной человек, первым успевший войти в воду после ангела, получал полное выздоровление от болезней. Здесь Христос исцелил расслабленного, тридцать восемь лет лежавшего возле источника, приказав ему встать, взять постель свою и идти.
Иконография сюжета сложилась еще в раннехристианский период и практически не изменялась на протяжении веков. Изображение Христа на фрагменте фрески из Чудова монастыря – традиционно.
Чудов монастырь в Кремле был основан в 1365 году Алексием, митрополитом Московским, на территории Ордынского посольского двора, подаренной ему ханом Джанибеком за чудесное исцеление от слепоты его жены Тайдулы. Монастырский собор получил посвящение в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех, так как, по преданию, исцеление ханши произошло в день памяти этого события. Сюда в 1431 году были перенесены мощи его основателя митрополита Алексия. На протяжении столетий Чудов монастырь был крупным духовным, культурным и просветительским центром, занимая особое место в жизни царской семьи.
При советской власти монастырь пополнил список уничтоженных памятников. Несмотря на усилия ведущих специалистов и реставраторов, предпринятых для спасения культурного объекта, собор был взорван в ночь на 17 декабря 1929 года. Незадолго до взрыва реставраторам Центральных государственных реставрационных мастерских П.И. Юкину, Г.О. Чирикову и В.О. Кирикову удалось демонтировать со стен собора несколько фрагментов с уникальной росписью 1630-х годов. Позже фрагменты были распределены между собраниями Третьяковской галереи, Исторического музея, Центрального музея древнерусского искусства и культуры имени Андрея Рублёва и Русским музеем.